Значение упражнений в формировании вокально-хоровых навыков в работе с Кандидатским хором

Кандидатский хор в Хоровой школе «Подлипки» - последняя ступень подготовки учащихся к переходу в концертный хор «Поток». Для закрепления и углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков, для совершенствования вокально-хоровых навыков большое значение при работе с Кандидатским хором имеют упражнения.
    Все вокальные упражнения можно разделить на два основных вида: настроечные и вокально-технические. К настроечным упражнениям относятся те из них, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в рабочее состояние, способствующее естественному и непринужденному звукоизвлечению. Цель вокально-технических упражнений - вооружить хор техническими приемами, которые помогут выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности.
    Упражнения расширяют диапазон хора, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику хора, создают единую манеру пения. Вокально-хоровые упражнения являются органической частью обучения, на них, в основном, происходит формирование вокального звучания хора.
    Выбирая упражнения, я руководствуюсь следующими принципами:
1.    Упражнения составляются с учетом решения одной или нескольких  вокально-хоровых задач. Одновременно с вокальными навыками нужно вырабатывать хоровые навыки - пение в унисон, терциями, квинтами, аккордами.

2.    Упражнения должны углублять вокально-хоровые навыки и усложнять задачи, стоящие перед хором.

3.    Упражнения должны соответствовать степени подготовленности хора и быть ему посильными.

4.    Упражнения необходимо исполнять в удобной  певцам примарной зоне с постепенным расширением диапазона.

5.    Упражнения должны исполняться, по возможности, без сопровождения фортепиано.

    Основой певческого процесса является взаимосвязанная деятельность  звукообразующего комплекса ( дыхания, мягкого неба, гортани, артикуляционного аппарата). Это процесс целостный и отдельные взаимосвязанные компоненты комплекса в равной степени влияют на тембровую окрашенность звучания, поэтому упражнения, применяемые мной, можно разделить на несколько групп:
•    упражнения для выработки певческого дыхания;
•    упражнения для правильного формирования гласных;
•    упражнения для активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции;
•    упражнения для расширения диапазона;
•    упражнения для развития певучего звука, сохранения высокой позиции и регистровой ровности;
•    упражнения для чистоты интонирования интервалов и аккордов.

    Вокально-хоровые упражнения представляют собой комплексный процесс, осуществляемый в определенной последовательности при постепенном их усложнении.

    Постепенность, продвижение от простого к сложному являются основными принципами в  моей работе, помогающие выполнять воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.


Преподаватель хора
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  А.Б. Нефедьева
ĉ
Лосев Николай,
6 апр. 2015 г., 1:38
Comments