Вопросы первоначальных игровых навыков

 Техника лучших советских педагогов показывает, что художественно - исполнительские задачи, выдвигаемые в процессе работы с учеником над музыкальным произведением, теснейшим образом связаны с вопросами игровых движений. Поэтому, с самого начала обучения педагоги должны придавать большое значение воспитанию мягких и плавных движений всей руки, привычки держать пальцы в "собранном состоянии", не растопыривая и, не напрягая их. Говоря о свободе игровых движений, многие педагоги особенно подчеркивают важность "собранных" пальцев, как исход¬ного положения, наилучшим образом обеспечивающего свободные движения пальцев кисти и всей руки.
    Весьма часто препятствием к развитию исполнительской техники служит не отсутствие так называемых виртуозных данных, а неверные представления о музыкальных задачах и неправильные игровые навыки, приобретаемые иногда с самого начала обучения. В этих случаях нередко образуется привычка скованности движений и ненужным мышечным напряжениям. Неудовлетворительные результаты такой неправильной игры порождают в свою очередь чувство неуверенности и страха во время исполнения, особенно при попытке играть в быстром темпе.
Большое значение для свободы во время игры имеет посадка, поэтому на первом же уроке нужно правильно посадить ученика: руки должны быть слегка вытянуты к клавиатуре, локти немного выше поверхности клавиш (особенно для учеников с природной зажатостью), плечи не должны быть подняты, локти не прижимать к туловищу, ноги, если не достают до пола, должны находиться на определенной высоты скамейке в слегка вытянутом состоянии, посадка должна быть свободной, непринужденной. Есть учащиеся, у которых во время игры спина отклонена назад. Такая посадка сковывает весь плечевой пояс, и уже ни о какой свободе во время игры не может быть и речи.
    Во время игры песен или извлечения отдельных звуков, сначала нон легато, педагог должен добиваться спокойного певучего звука, не первых порах может быть и очень тихого, если слабые руки и пальцы и ни в коем случае не требовать от всех учеников одинаковой силы звука, учитывая возможности данной руки. При старании ученика добиться более сильного звука появится ненужное напряжение. Звук постепенно сам усилится.
Ученик должен связывать качество получающегося звука с соответствующими движениями: полный певучий звук со спокойным опусканием руки и кисти и мягким, в то же время глубоким погружением округлого пальца в клавишу; "сухой" и "жесткий" звук с напряженностью руки и пальцев. Для исполнения произведений лирического характера потребуются движения спокойные, медленные, не должно быть торопливости при переносе руки в другой регистр, если этого требует текст, и вообще при снятии рук с клавиатуры в любом случае. Пьесы шутливого характера, игривые, весёлые потребуют совершенно других движений, здесь понадобится большая подвижность рук и, если играть такие произведения замедленными движениями, то совершенно изменится характер исполнения.
    Ученик должен понять, что его целью всегда является надлежащее звучание, т.е. результат движения, самое же движение никогда не может рассматриваться как самоцель и должно проверяться звуком.
Часто мы наблюдаем провал суставов в пальцах со слабыми связками, особенно во втором пальце. Это происходит от чрезмерного нажима на клавишу для данного пальца. С этим недостатком нужно бороться с первых же уроков, для этого нужно обратить внимание ученика на этот недостаток путем смены ощущений на правильном и неправильном положениях и при старании ученика его можно изжить.
К игре легато можно приступить только после того, как ученик начнет, ощущать клавишу опертым пальцем без лишнего напряжения и давления. При игре легато большое значение имеет дыхание во всей руке, а также в плечевом поясе. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать как перенесение опоры с одного пальца на другой, так и общую направленность звуковой линии, слегка как бы помогая плавности движения и звучания.
    Дыхание, экономия и пластика движений являются основными принципами развития двигательных навыков.
    На песенном материале ученик может впитать целый ряд пластических движений, а именно - целесообразных движении кистевого сустава, как дыхательного органа руки.
    У детей часто рука, размещая пять пальцев на клавиатуре, склоняется к пятому пальцу всей ладонью. Чтобы добиться правильного положения, рекомендуется размещать пальцы на клавишах в упражнениях с таким расчетом, чтобы пятый палец приходился ближе к черной клавише при легком повороте в руке к пятому пальцу, а первый палец - блице к краю.
    Большое внимание нужно уделить состоянию большого пальца, так как от него зависит ловкость в длинных пассажах и вообще зависит техническое развитие.
    Недостатки в работе первого пальца следующие:
1    - первый палец в ногтевой фаланге не обращен к остальным пальцам.
2    - замедленный процесс подкладывания первого пальца под ладонь во время смены позиции руки. Чтобы ускорить процесс подкладывания, нужно в специальных упражнениях следить за тем, чтобы после взятия вторым пальцем клавиши, первый сейчас же, но спокойно, без рывка подкладывался бы под ладонь.
3    - напряженное состояние связок у основания первого пальца. Чтобы освободить связки у большого пальца, нужно дать ученику испытать руку со свободно висящими пальцами.
4    - укладывание пальца на всю ногтевую фалангу /см. в конце/.
5    - отсутствие в пальце мягкости при переносе через него ладони с пальцами. В гамообразных местах и в длинных арпеджио при подкладывании первого пальца кисть руки мягко опускается на первый палец и потом слегка приподнимается перед следующим подкладыванием, во время которого снова опускается на первый палец. Во время игры длинных пассажей происходят небольшие волнообразные движения, что дает руке возмож¬ность ощущать "дыхание".
Недостатки в работе над легато:
1    - часто у учеников с плохо организованными руками мы замечаем тряску в руках во время игры легато. Это происходит от того, что ученик, не имея налаженных пальцевых движений, компенсирует их движением рукой.     При такой игре звук часто бывает поверхностным или толчками, что конечно не создает впечатление легато.
2    - недостатком в организации игровых движений для легато может быть и безвольность в пальцах: пальцы не опускаются своевременно и не нажимают клавишу до дна, а "падают" раньше времени на клавишу, а потом нажимают ее. При такой организации невозможно развить выносливость в руках, невозможно послушно менять силу звука и эти ученики обычно играют бледно и быстро утомляются.
3    - недостатком в игре легато могут быть излишняя опора на каждый палец или стук вместо нажима, что препятствует свободе, плавности и цельности движений и нарушает мелодическую линию. Такую игру можно сравнить с чтением "по буквам".
4    - высокий подъем пальцев также отражается на качестве легато. Пальцы, опускаясь на клавиши, в этом случае теряют силу, заглатывая воздух и преодолевая большое расстояние. Звук при такой игре получается обязательно поверхностный и кантилену выработать невозможно.
    Для того чтобы выработать хорошее легато, для того, чтобы плавно повести мелодическую линию - рука должна быть организованной: необходимо следить за тем, чтобы не было лишних движений, в то же время нельзя допускать и застылости, неподвижности руки. Кисть руки, вся рука, да и весь корпус играющего должны во время игры помогать пальцам преодолевать разные интервалы, создавать удобство для освоения всевозможных мелодических фигураций, скачков и вообще для освоения всей сложности фортепианного письма.
    Темп движения при работе над легато должен быть медленным, но позволяющим ученику воспринять последовательность звуков легато как плавную мелодическую линию.
    Чтобы избежать недостатков в работе над легато, нужно выработать умение плавно переступать с пальца на палец, причем пальцы держать в "собранном" состоянии, пальцы не должны пассивно лежать на клавишах, а должны быть всегда слегка приподнятыми, подготовленными к следующим звукам и погружать пальцы в клавиши одним движением, т.е. не задерживаться перед клавишей и входить в нее "до дна".
    Чтобы не появилось зажатия во время игры, нужно следить за тем, чтобы во всей руке, в плечах и даже во всем туловище чувствовалось дыхание; этим мы можем избегнуть нежелательных изолированных движений.
    В начальном детском репертуаре часто встречается указание "стаккато", но в данном случае его нужно исполнять нон легато. Постепенно такое нон легато может быть приближено к более легкому и короткому звучанию в зависимости от требований данной пьесы; но и значительно позже не следует допускать излишне острого стаккато, получающегося в результате резкого отрывистого движения руки от клавиши. Для стаккато руку нужно опускать на клавишу сверху.
    Для того чтобы наладить правильные игровые движения, нужно работу проводить в медленном темпе при внимательном отношении к тексту. Медленно играют для того, чтобы проверить, нет ли каких либо напряжений, неудобных, неточных движений. Игра в медленном темпе нужна не только при разучивании новых, но и при повторении уже выученных произведении, связанная с представлением о художественных задачах исполнения.
    Игумнов говорит, что на любом этапе работы главной и неизменной задачей для него является музыка. Работу над произведением он называет "процессом бесконечного вслушивания". "Делается все постепенно,- говорит он. Если учишь вещь не очень медленную, то не можешь сразу все сыграть в настоящем темпе и так, чтобы все вышло. Значит все идет постепенно и не нужно тут торопиться. Я должен все хорошо понять, услышать, найти удобную аппликатуру".
    Отсюда можно сделать вывод, что одной из весьма существенных педагогических задач является научить ученика правильной технике работы в медленном темпе, не механически проигрывать ноты, а выполнять при этом все требования, о которых говорилось выше.
    Надо обращать внимание ученика на характер исполняемых им даже простейших пьесок (грустный, веселый, важный, шутливый и т.п.) научить понимать их и стремиться к передаче их музыкального настроения. Нельзя допускать, чтобы ученик формально выучивал произведения - играл верные ноты, а потом вкладывал в него музыку.
    Необходимо развивать у ученика чувство фразы с самого начала работы над данным произведением, чувствовать ее начало, развитие, направленность движения, ее кульминацию, ее конец.
    Постоянное вслушивание в собственную игру, точное выполнение текста, дают основу будущей культуре исполнения.
    После медленного темпа к быстрому нужно подходить постепенно, сохраняя при этом найденные ощущения правильных движений.
    По мере ускорения темпа, движения пальцев становятся все более мелкими и незаметными.
    В медленном темпе, при котором от звука к звуку образуется довольно большой промежуток во времени, пианисту необходимо делать большие по размаху движения для того, чтобы сохранить физическое ощущение плавности и непрерывности перехода от одного звука к другому. Этим объясняется ' - то, что многие пианисты, исполняя медленную мелодию, играют ее "всей робкой", большими мягкими движениями, иногда высоко поднимая пальцы. При убыстрении же темпа, рукам и пальцам уже нет времени ни делать крупные движения. В быстром темпе пальцы "бегут" по клавиатуре почти не отрываясь от клавиш, а рука гибко и еле заметно направляет эти движения
    При правильной координации движений у хорошего пианиста при этом сохраняется ощущение мягкости и свободы движений, а у пианиста с плохими игровыми навыками при переходе к быстрому темпу нарушается координация деятельности мышц, происходит ощущение скованности и напряжения рук, что сказывается отрицательным образом на изолированных пальцевых движениях.
    Техническая работа над произведением является прежде всего музыкальней работой, в процессе которой налаживаются и усваиваются двигательные ощущения и игровые приемы, необходимые для выполнения намеченной цеди. Но советскими педагогами не отрицается необходимость специальных упражнении для овладения основными приемами игры - гаммами, арпеджио, аккордами и т.д.
    К   роме этого, значительная доля технической работы падает и на изучение специальных инструктивных этюдов. При игре легато первый палец должен "полустоять", что обеспечивает правильное положение (наготове) других пальцев. При таком положении другим пальцам не придется  делать лишних подготовительных  движений, которые неизбежно отразятся на плавности звуковой линии.

Преподаватель по классу фортепиано
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  Л.В. Лазукина
Comments