Современная музыка Венгрии: по страницам международного музыкального конкурса

Венгерская музыка — неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главным «эпицентром» музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Начиная с весны и заканчивая осенью, музыку можно услышать на самых разных подмостках и сценах, под открытым небом и среди колоритных декораций. В импозантных дворцах, некогда принадлежавших богатым дворянским семьям, исполняются концерты классической музыки и проходят оперные постановки, в средневековых крепостях звучат старинные музыкальные инструменты, в городках и деревеньках проходят фестивали с народными песнями и танцами…Безусловно, Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.

Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошем подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение — он символизировал национальный венгерский характер. Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша — так называемый марш Ракоши — вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно неизвестно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии.

Долгое время венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой цыган. Действительно, Венгрия всегда была одной из тех европейских стран, где она получила наибольшее развитие. И в наши дни цыганская музыка Венгрии пользуется заслуженной славой в мире. Цыганская музыка постоянно развивается, в ней появляются новые направления и стили, среди которых наибольшей известностью пользуется цыганский джаз. 

В отличие от цыганской музыки, подлинное народное музыкальное искусство Венгрии долгое время было скрыто в крестьянской среде. Благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Бела Барток и ЗолтанКодай, оно стало известно широкой публике. Анализируя народные мелодии, Барток и Кодай установили, что венгерская народная музыка основана на одном из древнейших звукорядов — пентатонике, впервые появившейся у древних народов Азии, Америки и Океании. Эту же систему использовали и народы финно-угорской группы.

В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступали против усредненной фольклорной музыки и старались сохранить старинные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со старинным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура. 

Танцевальные дома начались с деятельности Белы Халмоша и ФеренцаШебо, занимавшихся коллекционированием крестьянских народных инструментов и песен, а также Дьёрдя Мартина и ШандораТимара, изучавших народные танцы. Возвращение к корням было с восторгом принято венгерским обществом, стремившимся выразить свой протест против официальной власти. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И, конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов — славян, греков, румын. 

Среди исполнявшихся танцев был и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. «Популяризацией» танца занимались музыкальные цыганские коллективы, которые познакомили с ними жителей соседних Воеводины, Словакии, Словении, Хорватии, Трансильвании и Моравии. Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки — от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша — спокойный, оживленный, трясучку и т. п. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных композиторов — Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.

Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно даже тем, кто далек от искусства.При его участии в 1875 году создана музыкальная академия в Будапеште, которая позднее стала носить его имя. Будучи приверженцем идеи синтеза искусств, Лист стал создателем жанра симфонической поэмы, которая была призвана выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов, или лейттем, проходящих через всю поэму. Вплоть до последних дней своей жизни композитор продолжал давать концерты. Новаторство Листа проявилось не только в его произведениях, но и в самой манере его игры. Порывая со старой традицией, он развернул рояль так, что публика могла видеть профиль музыканта. Иногда Лист устраивал из своих концертов настоящие шоу — ставил на сцену несколько инструментов и переходил от одного к другому, играя на каждом одинаково виртуозно. При этом, подобно современным рок-звездам, композитор в эмоциональном порыве нередко ломал инструменты, что приводило публику в неописуемый восторг. 

КонецXIX — начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится расцвет творчества двух других выдающихся композиторов Венгрии — Белы Бартока и ЗолтанаКодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде. Своей деятельностью в 1905–1926 годах они положили начало сбору богатого и красивого песенного материала, и этим спасли его для мировой культуры.

На протяжении более чем трех столетий Венгрия считается одной из ведущих оперных держав Европы. Одним из символов Будапешта является великолепное неоренессансное здание Венгерского государственного оперного театра.Основоположником венгерской национальной оперы стал композитор и дирижер ФеренцЭркель. Первая его опера «Мария Батори» была поставлена на сцене Национального театра в 1840 году. За ней появились и другие произведения композитора, среди которых наиболее известными являются опера «ЛаслоХуньяди», «Банк Бан», «Король Иштван» и др. Самая колоритная и популярная опера Эркеля — «Банк Бан». В 2001 году по ней был снят фильм, в котором сыграли такие всемирно известные звезды, как Ева Мартон и АндреаРошт. 
Во второй половине XIX века в репертуаре венгерских оперных театров появились произведения и других композиторов — МихаяМошоньи, Карла Терна, Франца Доплера, ДьёрдяЧасара, Иштвана Богнара и других. К концу XIX века особой популярностью пользовались оперы КарлаГолдмарка. 
            Венгерская классическая музыка динамично развивается и в наши дни, появляются новые темы, обогащается исполнительская манера, трансформируется язык произведений. К композиторам молодого поколения принадлежат Дьёрдь Ранки, ТиборПольгар, ДьёрдьОрбан, АндрашСёллёш, ДьёрдьЛигети, ШандорБаллаш, Дьёрдь Куртаг и др.

Лето 2006 года стало Звездным часом для юных музыкантов из Венгрии и России. На Балатоне, в городе Шиофок – родине короля оперетты Имре Кальмана – состоялся первый Международный фестиваль искусств «Звездный час». Сын великого композитора «благословил» проведение этого фестиваля и разрешил назвать его именем отца.

Международный фестиваль искусств им. Имре Кальмана "ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС" проводится ежегодно и призван способствовать развитию детского и молодежного фестивального движения в Европе, сохранению общего культурного и информационного пространства между Европейским Союзом и РФ.

Главная цель Фестиваля – творческое общение детей и молодежи, выявление новых талантов, возможность ознакомления с образцами национальной культуры и искусства различных стран. Фестиваль призван поддерживать развитие детских и юношеских творческих коллективов России,  а так же ближнего и дальнего зарубежья.

Основнымицелями фестиваля являются:
выявление и презентация детских творческих коллективов и одаренных детей, развитие их способностей; укрепление дружественных связей между Россией и странами - участниками фестиваля;  привлечение к работе с детьми ведущих деятелей искусства и культуры стран-участниц фестиваля; укрепление и развитие дружеских отношений и культурного взаимодействия между представителями молодого поколения европейских и других стран;ознакомление детей и юношества зарубежных стран с культурой и искусством России и показ образцов художественных традиций своих стран; обмен опытом художественных руководителей детских и юношеских коллективов и их организаторов; формирование у детей культуры межнационального общения, интереса к изучению национальных традиций, обычаев, культуры различных стран и сохранению общечеловеческих ценностей.

Фестиваль проводится под патронатом Министерства культуры РФ, мэрии города Шиофок, музея Имре Кальмана (г. Шиофок, Венгрия) и  русского культурного центра Посольства России в Венгрии (г. Будапешт).

Конкурсные прослушивания проводятся в разных категориях, по различным направлениям искусства: хоровое и сольное пение, театр, инструментальная музыка, танец.

Выступления участников оценивает международное жюри, состоящее из известных деятелей искусств России и Венгрии:Юлия Вайда – солистка Сегедского национального оперного театра (Венгрия); Доктор Ласло – хореограф, Мастер народного танца (почетное звание в Венгрии);Либор Баселидес – актер и певец, телеведущий;композитор и дирижер, президент Федерации детских и молодежных хоров России Юрий Тугаринов; народная артистка РФ актриса театра им. Ермоловой Александра Назарова; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ольга Карасева.

С каждым годом фестиваль становится все более популярным и многочисленным. Если в первый год в нем приняло участие около 100 детей из России, Казахстана, Белоруссии и примерно столько же участников с венгерской стороны, то в 2014 году - более 800 конкурсантов говорили на русском языке и почти столько же на венгерском. На Балатон съехались учащиеся музыкальных школ, творческие коллективы, студии, солисты из самых разных уголков нашей страны: Иркутска, Удмуртии, Москвы, Норильска, Волгограда, Воронежа, Брянска, Пермского края; 19 коллективов представляли Венгрию, коллектив из Трансильвании (Румыния) и других стран.

Вот впечатления председателя жюри Юлии Вайда:
«Перед нами выступили художественно одаренные дети из многих стран. Они отлично подготовились, прекрасно танцевали и пели, поэтому сложно было определить победителей. Отмечу прекрасную техническую подготовку мероприятия, не забывайте, за два дня нам пришлось прослушать более тысячи двухсот участников! Приятно, что среди конкурсантов были и маленькие венгерские исполнители, игравшие на музыкальных инструментах. Жаль, что на заключительном гала-концерте не смогли выступить все участники!

Мы горды тем, что с каждым годом «Звездный час» становится все более популярным и мы с удовольствием смотрим выступления русских детей, которые с такой любовью несут народные традиции, исполняют народную музыку, демонстрируют красочные народные костюмы».

Но самое главное достоинство фестиваля, конечно же, межнациональное общение детей, помогающее смотреть поверх этнических границ. Знакомясь с культурой других стран, дети учатся понимать и ценить народные традиции своих сверстников.

 

Концертмейстер МБУ ДО «Детская хоровая

школа «Подлипки»  М.Н. Янина