Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнить творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.

При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые, возможно, впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией,- безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но, всё же, основной целью городских, краевых и, особенно, школьных конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо, как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок – заинтересованные и строгие помощники-родители – и, наконец, грамотный и не менее одарённый педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100 % - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся – дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займёт  призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит добиваться ещё лучших результатов. После окончания конкурса у таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта! В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров. Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом – они представляют собой школу и прежде всего школу для педагогов. Каждый конкурс – не только смотр, где сравниваются результаты, но, одновременно, и дискуссионная школа. Это, бесспорно, самая положительная и к тому же важнейшая сторона детских конкурсов. Не секрет, что конкурсы детей в определённой степени являются состязанием преподавателей. Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Но чтобы победить – надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Все мы знаем: современные дети, в общем, мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померятся силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время, и, конечно, побороть свою лень!

 Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону игры, разучить определённый репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсу. Есть одарённые дети, которые побеждают в одном конкурсе за другим. Позже, когда они приходят в училище или консерваторию, у них внезапно обнаруживаются технические или иные недостатки, и оказывается порой, что их успехи были следствием умелого «натаскивания» хорошо знающим своё дело преподавателем. Вместо того, чтобы постоянно двигаться вперед в нормальном учебном процессе, эти дети год-два подряд упорно разучивают одни и те же произведения и конкурс, который должен быть стимулом, стал для них тормозом.

Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе – больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является мерилом его воспитательских способностей – не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы – не только испытание для детей, но, возможно, в первую очередь для преподавателей.

В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ!

И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения детей.

 

Преподаватель по классу аккордеона,

баяна и синтезатора   Левочкина Ю.А.