Разработка и применение инновационных технологий в учреждениях дополнительного образования детей

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций  не развивается ни одна наука, в том числе  и музыкальная педагогика . Последнее десятилетие  ознаменовано возникновением нового теоретического направления – это педагогическая инноватика, в центре внимания которой  стоит процесс педагогических нововведений. Педагогическая инноватика определяется как наука, изучающая природу,  закономерности возникновения  и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь  педагогических традиций с проектированием  будущего образования.
Учитывая специфику музыкальной педагогики и преподавания специальных дисциплин следует сделать акцент на том факте, что обучение носит персонифицированный характер, поэтому процесс разработки и внедрения инновационных технологий усложняется, так как новые техники должны удовлетворять потребностям обучающихся. Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Также следует отметить, что педагог музыкального учреждения дополнительного образования по классу специальных дисциплин должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен   способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Это требует от специалистов постоянного самосовершенствования и участия в жизни своих учеников. Современный педагог  должен говорить  с учениками на одном языке, понимать их и быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе.     Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения. 
    Изначально термин «Инновация»  происходит от латинского ИНОВАТИО и широком  смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В области педагогики это  означает внедрение передовых методов и форм обучения и воспитания. Что касается музыкальной педагогики, то тут внедрение инноваций обусловлено следующими процессами: 
    Социально-экономические изменения в образовании. Сейчас система образования построена  на принципе непрерывности образовательного процесса, то есть образования через всю жизнь. Дополнительному образованию отводится важная роль, поскольку оно существенно отличает общее от обязательного в первую  очередь с тем, чтобы выявить индивидуальный характер. Оно ориентируется не только на государственные стандарты, но и на потребности и интересы личности. Поэтому, для повышения привлекательности дополнительного образования следует применять передовую практику педагогических новшеств в ежедневном образовательном процессе. В сфере дополнительного образования сегодня  стоит проблема отработки уникальной  модели  учебно-воспитательного процесса, которая отвечала бы потребностям современного общества.
    Изменение отношения к роли педагога. Сегодня, как уже отмечалось выше, педагог выполняет  сразу несколько ролей общественных, и от того, насколько он  будет подготовлен к этому, зависит всестороннее развитие личности  потенциального ученика.
    Изменение ключевых звеньев образовательного процесса. Последнее время появилась свобода выбора учебных программ, учебников и учебных пособий,  использование новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных свыше новшеств,  то сейчас она приобретает творческий характер. Именно поэтому важным направлением работы становится изучение педагогических инноваций  и создание  условий для их успешной работы.
Вхождение учреждений дополнительного образования в систему рыночных отношений, что приводит к необходимости быть конкурентноспособным.  А инновации во всех отношениях деятельности  являются эффективным инструментом повышения конкурентноспособности организации.
    Таким образом, внедрение инноваций в образовательный процесс учреждения дополнительного образования с учетом  всех вышеперечисленных аспектов, будет  реальным и эффективным. 
    Первым шагом на пути внедрения инноваций становится формирование инновационного климата в коллективе, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.
    Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы.
    Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности педагогов и учеников.
    Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным  уровнем профессионального  мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы, а значит наличие  ключевых компетенций.
    Инновационная деятельность в образовательной сфере связана с большой ответственностью, поскольку тут  важную роль играет человеческий фактор. Инновации в образовании должны уважать индивидуальные способности обучающихся.Должна доминировать модель отношений «человек к человеку», а не устаревшая «учитель – ученик». Поэтому, целью инновационной деятельности  является качественное изменение личности обучающегося.
    Таким образом, характер применения инноваций зависит от квалификации педагога, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. При одинаковых психолого-педагогических  целях реализация  идеи в данных условиях  требует дифференцированного подхода и часто дополнительных исследований. Необходимо адаптировать данное новшество к конкретной среде. Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы  решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации педагога. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять,  дополняя новыми штрихами.
    Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы  музыкальной педагогики и педагогической деятельности первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса. Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инновации доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под  личностные особенности ученика.
    В учреждения дополнительного образования зачисляются дети, желающие научиться  игре на музыкальных инструментах с разными базовыми способностями: это память, слух и чувство ритма. Доминирующее условие – это желание учиться. Обучающиеся со своими способностями классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними музыкальными способностями. В первую очередь инновационные методически е программы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего  овладения музыкальными знаниями. Перед обучающимися со средними музыкальными способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. В работе с этой группой обучающихся  педагогу следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы  они  были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладая средними музыкальными данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем музыкального развития, обучающиеся могут успешно учиться, художественно развиваться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов. Не в меньшей степени использование передовых педагогических  технологий  требуется у  педагога в работе с одаренными талантливыми обучающимися. Как правило, это группа обучающихся с прекрасными природными данными, стремящиеся к знаниям, творчеству, личностному росту, публичным выступлениям, являющиеся лицом школы и в будущем желающие  профилироваться по музыкальным дисциплинам. Неоценимую помощь в осуществлении этих задач с целью  обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования должны принести инновационные технологии. Их введение может корректировать содержание учебно-образовательных программ. Для таких обучающихся составляется индивидуальная  учебно-образовательная программа с повышенной сложностью учебного материала, с ускоренными  темпами его освоения и гибким контролем  оценивания результатов. 
Главным достоинством индивидуального обучения в целом является то, что оно адаптировано к особенностям каждого обучающегося. Ученик имеет возможность работать более продуктивно и на результат, что гарантирует успех в обучении. Также успех обеспечивает умение педагога пробудить интерес к музыкальному материалу, организовать совместную познавательную  творческую  деятельность обучающемуся, помочь развить личностные потенциальные возможности. 
    Возникает необходимость создания новых учебно-образовательных программ в системе дополнительного образования и разработки нового методического обеспечения. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными музыкальными способностями, позволяющими   педагогам корректировать ход учебного процесса в зависимости от уровня подготовки. 
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: инновационные технологии в дополнительном музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом  процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности. 


Преподаватель по классу фортепиано 
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  И.В. Чеверева
Comments