Прочтение смысла музыкального произведения, как инструмент преподавания

 «Музыка - это интонационное искусство» - говорила доцент, преподаватель РАМ имени Гнесиных И.М. Иванова. Каждая эпоха находила ту или иную манеру петь. В манере петь звучание музыкальных инструментов выражало мировоззрение человека. Никакие научные трактаты или исторические исследования не могут дать почувствовать строй духовной культуры той или иной эпохи так, как это могут сделать две или три интонации в музыке, которая господствовала в этот период. Интонирование наполняет музыку смыслом. Это перекликается с главным утверждением эпохи барокко: музыка есть речь.
Известный музыкальный теоретик, критик, историк и композитор эпохи барокко И.Маттесон (1681-1764) писал: «Можно прекрасно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность и т.д. Можно передать движение души простыми аккордами и их последованиями без слов, так чтобы слушатель схватил их и понял их ход, как если бы это была настоящая разговорная речь».Эту речь надо суметь прочесть, раскрыть смысл музыкального произведения.
    По словам А. Швейцера: «Кто знаком с языком композитора и знает, какие образы он выражает определенным сочетанием звуков, тот услышит в пьесе мысли, которые непосвященный не обнаружит, несмотря на то, что образы заключены в ней. Не зная смысла мотивов, часто невозможно сыграть пьесу в правильном темпе, с правильными акцентами и фразировкой».
    В музыкальной теории и практике эпохи барокко особое место занимает музыкальная риторика, основанная на аналогии с ораторским искусством, в котором наблюдается пять этапов:
- нахождение материала речи,
- расположение и разработка материала речи,
- словесное выражение - учение об отборе слов, их сочетании и украшении,
- запоминание,
- произнесение или заполнение.
    Риторика сыграла важную роль в выработке музыкального «лексикона», раскрывшего возможности музыки.
    Первый раздел музыкальной риторики (нахождение материала). Два направления искусства барокко: новаторская и унифицированная. Они прослеживаются и в творчестве композиторов последующих эпох. Второй раздел (расположение материала) - послужил фундаментом классических форм, в частности сонатной формы. Третий раздел - словесное выражение. К XVII веку сформировался музыкальный «лексикон» эпохи. Музыкально-риторические фигуры и украшения воплощали стремление к сильному эмоциональному воздействию, к информационной и образной насыщенности.
    Музыкальный «лексикон» эпохи - музыкально-риторические фигуры. В трактатах XV11 века определены три типа: фигура, как некая форма мысли, фигура аффекта, направленные на передачу чувства; фигуры изображения (слышимое подражание). Этот лексикон можно найти в музыке практически всех стилей. Всего музыкальная риторика насчитывает более 80 фигур.
    Вот некоторые из них:
- фигура вздоха (нисходящие секунды, объединенные попарно),
- фигуры страдания (нисходящий хроматизм в пределах кварты),
- вопросы (восходящие секунды),
-восклицания (восходящие сексты),
- говорящие паузы (например, пауза во всех голосах «как символ смерти или резкие рассекающие паузы как символ остроты чувства - гнева, страха и т.д.).
    Каждая тональность в эпоху барокко имела свой смысл. Композитор выбирал тональность, наилучшим образом выражающую необходимое настроение. Эта традиция прослеживается и в последующие эпохи.
    Так, си минор и си b - минор - тональности трагические и траурные. Использование второй низкой ступени передает уход от реальности, образ мечты, необычности.
    Цитирование общеизвестных мелодий. В эпоху барокко - это, как правило, церковные хоралы. Тесситура - звуковысотность, символизирующая место музыкального события. Например: небо-земля, верх-низ, рай-преисподняя. Существуют еще символы, которые передают скрытые смыслы. Это мотивная символика - звукосочетания, передающие определенные священные смыслы. Числовая христианская символика, закодированная в музыкальном тексте. Структурная символика, выявляющая главный смысл произведения композиционными средствами.
    Рассмотрим подробнее эти три уровня.
- Мотивы - символы - это характерные, повторяющиеся мелодические фигуры, которые присутствуют во всех сочинениях Баха, сохраняя закрепленные за ними значения.
- Мотивы - символы являются мелодиями хоралов. Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанные с ними содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей возникали ассоциации с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных праздников или ритуальным действом. Так прелюдия и фуга в-dur из 1-го тома ХТК основаны на мелодиях трех рождественских хоралов и содержание этого цикла - Рождество христово и поклонение пастухов.
- Трехголосая симфония (инвенция) a-moll, основанная на пасхальном хорале «Христос лежал в пеленах смерти», раскрывает содержание строф хорала мотивами-символами крестной муки, положение во гроб, вознесения истовой веры и славословий «Аллилуйя».
    Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянное значение. Таков символ креста, состоящий из четырех крестообразно расположенных нот; если графически соединить первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста -X. Символ креста служит темой фуги cis-moll из 1-го тома ХТК, ее содержание - моление Христа о чаще в Гефсиманском саду. Символ воскресения на третий день представляет собой поступенно восходящий мотив из трех звуков, повторяемых трижды каждый раз на ступень выше, как в теме фуги e-moll из 2-го тома ХТК. Её образ - Воскресение Христа. Звуковой символ - В-А-С-Н, образующий фигуру креста, послужил темой многих произведений XIX -XX веков.
    Символами могут служить определенные обороты. Так, хроматический ход в пределах кварты, является символом скорби, страдания. Нисходящие секунды, объединенные попарно, - символ вздоха, оплакивания. Восходящие звукоряды связаны с символами вознесения, воскресения; нисходящие мелодии символизируют печаль, умирание, положение во гроб.
    Числовая символика. В эпоху барокко считалось, что музыка и математика - сестры. И.Матессон писал: «Все происходящее в музыке в значительной мере основывается на математических соотношениях интервалов». Многие сочинения И. С. Баха невозможно прочесть без обращения к числовой символике. В XX веке ярким примером математических исчислений при написании музыки является творчество композиторов Нововенской школы и Э. Денисова.
    Структурная символика позволяет выявить смысл композиционными средствами. Так, например, нисходящий порядок вступления голосов в экспозиции фуги в-то11 из 1 -го тома ХТК, подчеркивает глубину страданий, символизируя опускание тела Христа в могилу. Графические структуры вносят дополнительную информацию в нотный текст.
Каждая эпоха вносит свои новые музыкальные средства, свой язык - это связано с изменением в мышлении человечества. Предклассическое искусство посвящено исследованию человеческой личности. Музыкальный язык подражает словесной речи. В классическом искусстве преобладает стремление к простоте: человек и мир приходят в равновесие, музыкальные формы становятся симметричными. В эпоху романтизма человек постигает чувственный мир и пытается проникнуть в подсознание. Усиливаются приемы экспрессивного воздействия, резче становятся контрасты. Четвертый раздел музыкальной риторики - запоминание. Он стал актуальным с середины XIX века - после того, как Ф. Лист ввел в практику исполнительства игру по памяти. Пятый раздел музыкальной риторики - произнесение или исполнение. Здесь рассматриваются средства наиболее выразительного исполнения музыкального произведения.
    XIX столетие является эпохой быстрого развития музыкального языка и чередования различных композиторских стилей. Так всего за 40 лет произошел гигантский скачек от венской классики к расцвету романтизма (1809г. - смерть Й. Гайдна, 1849г. - смерть Ф. Шопена). А в конце века появились уже Г. Малер, Р. Штраус, К. Дебюси, JT. Скрябин. Как полярно далек музыкальный язык начала века и его конца.
    В XIX веке нет такого большого различия в музыкальном языке разных школ. Зато XX век - это век развития и смены исполнительских стилей.
    В заключение можно сказать. Что выработанные к XVII веку основы музыкального творчества сохраняют актуальность и жизненность до наших дней.
    Раскрытие смысла музыкального произведения ставит перед музыкантом комплекс исполнительских задач для воплощения музыкального творчества.

Преподаватель по классу фортепиано 
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  Г.В. Баскакова
Comments