Применение компьютерных технологий в современном музыкальном образовании

 В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка.          
Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальной школе компьютерные технологии? Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Преподаватели по фортепиано спрашивают: не приведет ли применение компьютерных технологий к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Как же так, мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу.… Да гордились. И теперь гордимся достижениями замечательных преподавателей, но согласимся и с тем, что это все-таки штучная работа, какой ей и полагается быть. При этом новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней музыкальной школе большой спектр явных преимуществ. До сих пор у нас в стране практика поступления в музыкальную школу не изменилась: прослушав ребенка , а в последнее время и без прослушивания, мы берем его в школу. Ребенок начинает цикл посещений уроков с последующим возвращением домой и выполнением заданий. При этом, естественно, усвоение заданий происходит не всегда успешно, потому, что дома не всегда есть возможность контроля со стороны человека с музыкальным образованием. Это приводит к ошибкам, которые потом надо исправлять на уроке.
Что предлагает современная информационная компьютерная система - Интернет? В США, например, давно существует компьютерная помощь желающим. Если войти на сайт «моя школа онлайн» ( то есть – моя школа в реальном времени), то можно совершить увлекательное путешествие в мир музыки: тому, кто собрался заниматься музыкой, предлагается огромный перечень того, с чего можно начать занятие. Это «фортепианные загадки», музыкальный хронограф под названием «этот день в музыкальной истории», разнообразные игры, информацию о музыке и других искусствах. И все это можно узнать, нажав определенную кнопку, не тратя усилий по поиску тех или иных сведений. Там, где есть компьютер, существует масса выигрышных моментов-компьютер берет на себя рутинную работу, оставляя пользователю простор для творческого самовыражения, и музыкальная деятельность не является исключением.
    Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.
    В учебно-методической литературе появилось такое понятие, как КОМС – компьютерная обучающая музыкальная система, в качестве компонентов которой рассматриваются: учащийся, компьютер и предмет «информационного отношения» между ними, то есть сама музыка. Большинство выпускаемых персональных компьютеров предлагают  пользователю определенные возможности музыкального программирования, расширяя рамки творческой фантазии композиторов, аранжировщиков, оказывая неоценимую помощь в обучении музыки.
    Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – использование мультимедийных средств обучения. Компьютерные программы применяются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с «оркестром», выполнять функции «тренажера» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально- слуховой анализ мелодий, тем произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.
    В своей практике  я часто предлагаю учащимся  найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, а также тексты, история создания и аудиозаписи различных произведений. Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, что может сопровождаться презентацией. Такой вид заданий очень полезен, потому что для подготовки презентации учащийся должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации,  проявляя свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, поскольку умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет преподавателю  иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале.
    Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала.
    Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное (не только теоретическое) ,а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.
Уже сейчас используются дистанционные формы, как в обучении, так и в других видах. Так, например, 6 июня 2002 года, в один день с конкурсом им. П.И.Чайковского состоялся электронный международный конкурс пианистов-исполнителей. Это произошло в Миннеаполисе, в США, и это был конкурс, где все участники находились в разных местах относительно того, где находилось жюри. Технология такого конкурса в сущности такая же, как и в случае с уроком начинающего: в режиме реального времени исполнение оцифровывается, передается на расстоянии, и жюри получает далее расшифровку. В Миннеаполисе фирма «Ямаха» установила такой рояль с МИДИ – компьютером, и жюри по всему миру (а в жюри входили такие видные музыканты, как Ефим Бронфман и Дмитрий Башкиров) оценивало исполнение более 60 участников.
    Конечно, в этом есть и отрицательный момент: утрачивается самый главный эффект исполнительской деятельности – эффект присутствия; утрачивается энергетическое начало, которое может объединить людей, дать им некий новый импульс, преобразовать музыкой окружающее пространство.И всё-таки время диктует свои правила.Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:
    Во-первых, для профессиональной подготовки музыкантов,
    Во-вторых, музыкальная информатика может облегчить деятельность исполнителя, музыкально-педагогическую работу.
Музыкальная информатика имеет в своём арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал. При этом использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.
    Требования общества начала XXI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Применение компьютерных технологий на уроке музыки  способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса к   музыке; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.     Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности,  усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.

Преподаватель по классу фортепиано
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  М.Л. Селеджиева
Comments