ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
       К написанию данной работы меня побудил личный опыт. Успешные и неудачные выступления учащихся на концертах и, особенно, конкурсах заставили задуматься. Концертное выступление – это итог всей совместной работы учащегося и преподавателя. Любому концертному выступлению учащегося: будь то экзамен, концерт, конкурс - предшествует длительная и кропотливая работа. Перед выступлением волнуются все, но проявляется это волнение у каждого по-своему. У одних эстрадное волнение может воодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть лучшие качества, потенциальные возможности исполнителя. Но как часто бывает, что и ученик прилежный, и отработано всё тщательно, а выступление неудачное. Очень часто перед выступлением возникает подавленное, плохо управляемое состояние, которое отрицательно сказывается на качестве игры. Каждому преподавателю хочется, чтобы «эстрадное волнение» не помешало успешному выступлению. Перед преподавателем стоит нелёгкая задача - найти к каждому ученику индивидуальный подход, создать у учащегося состояние, которое помогло бы ему как можно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классе.
       Существенное действие на эстрадное самочувствие и поведение оказывает темперамент ученика, который наиболее чётко выражается в форме реакций и в поведении. Вдумчивому педагогу в предконцертной и концертной обстановке представляется благоприятная возможность лучше изучить психологические особенности своих учеников. Как известно, различают четыре типа темперамента.
       Сангвиник. Хорошо включается в работу. Работоспособен, но быстро остывает, если встречается с трудностями или необходимостью детальной проработки. Музыкальное произведение учит быстро, но «дорабатывает» с трудом, так как его эмоциональная сторона и привлекательность быстро тускнеют. Любит выступать в концертах, легко может соригинальничать в темпах; волнуется сильнее или слабее в зависимости от обстоятельств, значимости выступления, конкретных слушателей. На сцене играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны темповые и технические погрешности и срывы. При удачном выступлении со всеми делится, склонен к хвастовству, при неудачном – старается принизить значение выступления, умалить авторитетность комиссии, слушателей, легко убеждает себя в возможности реабилитации. Замечания воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда учитывает их. 
       Холерик. Обычно с увлечением играет новую пьесу, если она нравится, и игнорирует, играет «из-под палки», если она ему не нравится. Волнуется очень сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, эмоциональнее и выразительнее на концерте, чем на репетициях и в классе. Иногда играет очень ярко, чем поражает даже хорошо знающих его педагогов. Срывы, если они происходят, «катастрофичнее», чем у сангвиника. Холерик склонен к ускорению темпов, форсированию звучности. Удачное выступление переживает бурно, внутренний подъём испытывает долго. Если выступление было неудачным, ищет причину во вне: в зале было жарко(холодно), инструмент постоянно расстраивался. Замечания вызывают обиду, иногда грубость, поэтому их нужно делать возможно мягче, на фоне положительных сторон.
       Флегматик. Уравновешен, держится солидно. Тугодум. Может быть активным, но «раскачивается» с трудом. Когда войдёт в работу, настойчив и работоспособен. Обладает выдержкой и самообладанием. Мало эмоционален. Преподавателю трудно расширить его динамическую шкалу, добиться выразительного исполнения, игры в быстром темпе. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новому расписанию, новой обстановке. Не находчив. Волнуется, порой сильно, но играет стабильно, без срывов: то, что выучено, так же исполняет в классе и на концерте. Выступления на концерте очень полезны ему, так как повышают эмоциональную восприимчивость. Замечания воспринимает спокойно и деловито, не обижается. 
       Меланхолик. Любые изменения обстановки тревожат, даже непривычное отношение к нему со стороны преподавателя переживает болезненно. Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма впечатлителен, глубоко эмоционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше в классе, чем на репетиции и на концерте. От сильного волнения сковывается, теряется. Требует постоянной поддержки со стороны педагога и сверстников. Свои неудачи преувеличивает, переживает их долго и болезненно. Поэтому замечания педагога должны носить оптимистический характер и делаться чутко и осторожно. Такому учащемуся нужна постоянная тренировка и частые выступления в концертах с репертуаром меньшей трудности, чем приходится. Желательно повторять исполнение одних и тех же пьес. В целом замечено, что учащихся сильного типа отрицательная оценка стимулирует, слабого – угнетает, приводит к неверию в свои силы.
       Предконцертное и концертное состояние имеет довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями, позволяющими выделить в них пять фаз.

       Первая фаза – длительное предконцертное состояние. Она не имеет чётких временных границ, так как наступает, как только учащемуся становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему или от собственных расчётов волнения периодически возникает с той или иной силой. Однако по мере приближения выступления проявляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений. Всё это усиливается и в день концерта или накануне становится болезненно острым.   Вторая фаза – непосредственно предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может. Преодоление малодушия, требующее немалых волевых усилий со стороны педагога и учащегося, успокаивает выступающего и приносит ему облегчение. Во второй фазе чаще всего выявляется волнение – подъём, сопровождающийся лёгкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие. Это волнение – паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха. Такое состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить внимание на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана. Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения – апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нём настойчиво звучит мысль – скорее бы всё это кончилось.

       Но вот наступает время выхода на сцену. Это самая короткая и самая острая третья фаза эстрадного волнения. Эта фаза проходит, как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Возможность такого состояния преподавателю необходимо предусмотреть. Для этого желательно прорепетировать с учеником выход к инструменту, расположение стула. Эти внешние атрибуты помимо создания внутренней подготовленности к исполнению помогают возникновению спокойного и делового состояния у выступающего.

       Четвёртая фаза – начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало произведения. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность – наиболее уязвимые стороны для учащегося.
       Очень большое значение имеет послеконцертное состояние – пятая фаза. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими преподавателями. Между тем переживание, насыщенное эмоциональными перегрузками, продолжается ещё довольно долго. Это или радостный подъём после удачного выступления, или недовольство собой, или запоздалое желание – «вот теперь бы я сыграл по-другому». В этот момент важна спокойная уверенность педагога, его поддержка. Большая ранимость детской психики требует бережного отношения к послеконцертным состояниям. Очень важно, чтобы разочарование после неудачного выступления не превратилось в комплекс, мешающий последующим выступлениям. 
       В случаях эстрадной неудачи, какого бы характера она ни была, не следует упрекать ученика, он и без того огорчён. Лучше его утешить сегодня, а завтра в спокойной классной обстановке вспомнить что удалось, проанализировать и разъяснить неудачи и постараться извлечь из них уроки на будущее. 
   Рекомендации к успешному выступлению. 
       Универсальных рецептов для преодоления сценического волнения нет, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению.
       В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. 
       Накануне выступления (предпочтительно утром) нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно. На этой стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя упражнениями.
       В день выступления важна каждая мелочь. Скажем, перед выходом из дома, одеваться следует не торопясь, а на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.
       Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор за кулисами, рассеивающий внимание исполнителя, его творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по классу. А. П. Щапов советовал перед выходом на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе – при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку. 
       Преодоление мышечных напряжений уже само по себе до известной степени устраняет чувство страха, волнения. Для более полного эффекта в регуляции эмоционально-психических состояний эту работу полезно сочетать с дыхательными упражнениями. Главный принцип этих упражнений: вдох активизирует, выдох расслабляет. Вот некоторые из тех, которые я использую в своей работе:

1. Глубокий вдох – медленный выдох – пауза или глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.

2. Полное дыхание: вдох - 4 секунды, выдох – 4 секунды, пауза – 2 секунды, вдох – 4 секунды, задержка дыхания – 2 секунды, выдох – 4 секунды. 
3. Порционное дыхание: 4 коротких вдоха через нос, 4 коротких выдоха через рот, пауза.
   
       В процессе разыгрывания рук перед выступлением нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведёт к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. 
       Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является вхождение в образ. Пианисту нетрудно весь день прожить в образах концертной программы, но перед началом выступления в большинстве случаев бывает необходимо заново войти в них, чтобы вызвать состояние творческой приподнятости.
       Наш современник психолог Игорь Вагин говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди». 
       Первостепенной задачей каждого исполнителя является граница между паническим страхом и сценическим волнением. Одно из них может созидать, другое – разрушать. При недостаточной уверенности музыканта можно воспользоваться маской уверенности. Простой совет: если волнуешься – очень помогает просто притвориться спокойным. Следует повторять себе самому: «Я с нетерпением жду выступления». Если повторять это достаточно часто вслух и про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Можно применять различные формы самовнушения. Выглядят они так:

1. Раскрепощён, собран, хочу играть, всё внимание на музыке.
2. Уверен, решителен, неожиданные помехи мобилизуют, насыщают гневом, всё внимание на музыке. 

       Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту. Весь концерт может быть загублен слишком высоким или слишком низким стулом – обстоятельство, непосредственно связанное с привычками техники.
       Очень важно и освещение: затемнённая клавиатура раздражает не меньше, чем свет, бьющий в глаза.
       Окружающие цвета, независимо от воли музыканта, сказываются на его состоянии, поэтому не последнюю роль играет обстановка в классе для занятий. Коричневый цвет действует угнетающе, тёмно-красный раздражает, тогда как некоторые цвета, включая голубой успокаивают.
       Перед самым выступлением не рекомендуется есть и пить. Это следует сделать заблаговременно. 
       Очень важным обстоятельством является одежда исполнителя. Выбирать её следует прежде всего из соображений удобства, причём в идеале костюм должен быть настолько удобным, чтобы не отвлекать внимание исполнителя. Высокие каблуки противопоказаны: пианистке они мешают пользоваться педалью, а если исполнительница стоит, - нарушают естественное равновесие тела. 
       Выходя на сцену и уходя со сцены никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно последить, как держатся другие исполнители. Большинство из них передвигаются, вынося центр тяжести тела вперёд и соответственно наклоняя корпус. Подбородок не следует пригибать к груди. Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое дыхание и лучшее самочувствие, а следовательно, и уверенность в себе.
       Из личного опыта. Очень часто отправляемся в дальний путь для участия в конкурсах. Как правило, выезжать приходится рано утром, когда ребёнок ещё до конца не проснулся. Создаём с родителями благоприятный эмоциональный фон – слушаем в машине аудиозаписи лучших образцов классической музыки, но не из конкурсной программы. На этом фоне ребёнок отдыхает в дороге и приезжает на конкурс в хорошем настроении.
       Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Охватить все правила поведения на сцене невозможно.
       Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Волнение не всегда угнетает. Оно имеет, несомненно, положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно, так как позволяет раскрыть такие потенциальные возможности учащихся, которые в домашних и классных условиях могут и не повторяться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть подлинного артистического подъёма, того огромного художественного воздействия на публику, которое составляет основу музыкального искусства. Концертные выступления учащегося являются своеобразными ступенями в его развитии. Они являются необходимой профессиональной и социальной проверкой возможностей ученика. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения.

Преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Детская хоровая школа «Подлипки»

Македонская Татьяна Юрьевна

Comments