Особенности работы над полифонией

Воспитание полифонического мышления - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор (подголоски), варьируя ту же мелодию. Примером может служить  русская народная песня «Родина». (Сборник  «Юный пианист» ред. В. Шульгиной).  Ученику предлагается  исполнить ее «хоровым» способом. Ученик играет основную мелодию «запевалы», а преподаватель изображает «хор» (подголоски). На следующий урок подголоски уже исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что они не менее самостоятельны, чем мелодия «запевалы». Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает  самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.

 Для того, чтобы ученик лучше понимал полифонию, полезно прибегать к образным аналогиям. Примером может служить пьеса «Пастухи играют на свирели»  Н. Сорокина. Двухголосная подголосочная полифония пьесы становится особенно доступной ученику благодаря программному названию.

Активное и заинтересованное отношение учащегося к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от умения подвести ученика к образному восприятию  основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация.  В русских народных песнях «Со вьюном я хожу» или «Дровосек» (сборник «Юный пианист»), первоначальный напев повторяется октавой ниже, эту имитацию можно сравнить с интересным для детей явлением, как эхо. Маленький ученик с удовольствием ответит на вопросы:  Сколько в пьесе голосов? Какой голос звучит, как эхо?  Ребенок может сам расставить динамику (f и p), используя прием «эхо».  Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса. Интересными сборниками для успешного освоения полифонии являются «Пианист-фантазер» Э. Тургеневой, «Путь к музицированию» Б. Баренбойма. К пьесам подголосочного склада даются творческие задания, например:  подбери до конца нижний голос и определи тональность; расставь динамические обозначения; сочини к мелодии второй голос, и так далее.

Наилучшим педагогическим материалом  для воспитания полифонического звукового мышления является клавирное наследие И. С. Баха, а первой ступенькой к «полифоническому  Парнасу»  можно  считать «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах».  В этом сборнике основной  остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и  самостоятельностью каждого голоса отдельно.

Самостоятельность проявляется прежде всего: в различном характере звучания голосов (инструментовке), в разной фразировке, в несовпадении штрихов (legato в верхнем голосе и nonlegato в нижнем), в разной ритмике.

Новой ступенькой к овладению полифонией является знакомство  со сборником «Маленькие прелюдии и фуги» а от него протягиваются нити к «Инвенциям», «Симфониям»  и «ХТК».  При изучении  баховских  произведений очень  важна постепенность и последовательность.  «Нельзя проходить фуги и симфонии, если до этого исчерпывающе не изучены инвенции и маленькие прелюдии», - писал известный баховед И. Браудо.  Эти сборники дают возможность углубить знакомство ученика с характерной баховской фразировкой, голосоведением, артикуляцией.  Знакомят ученика с важнейшими понятиями: тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация.

Определив звучание темы, ее артикуляцию, фразировку, кульминацию, ученик переходит к знакомству с первой имитацией темы, называемой ответом, или спутником.  Здесь необходимо направить внимание ученика на вопросо-ответный диалог темы и ее имитации. Чтобы не превратить проведение имитаций  в монотонный ряд повторений той же темы, И. Браудо советует одну из тем сыграть, другую спеть, затем диалог вождя и спутника исполнить ансамблем за двумя роялями. Такая работа особенно стимулирует слух и полифоническое мышление.

В работе над полифонией И.С. Баха особое место занимают мелизмы. Учитывая различия в редакторских рекомендациях, педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта. Хорошим методическим руководством можно назвать статью Л.И. Ройзмана «Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов». В ней подробно разбирается этот вопрос и приводятся указания И.С. Баха.

Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы, ученику с самого начала необходимо представлять его форму, тонально-гармонический план, знание своеобразия динамики в полифонии.

Важно помнить, что изучение произведений И.С. Баха - это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонии нужны специальные знания, рациональная система их усвоения.

Преподаватель по классу фортепиано

                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  С. В. Скрипник

Comments