О сборниках и упражнениях, которые помогают в техническом развитии учащихся по предмету фортепиано

Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства. Поэтому каждому ученику для успешного музыкального развития необходимо  постоянное техническое совершенствование. Технические проблемы не решаются сами собой. Обучение фортепианной игре - нелегкий труд, но можно в нем сэкономить много времени, если работать сознательно и рационально.

В учебном плане для технического совершенствования существуют этюды и гаммы. Но этюды требуют  времени  на разучивание и рассчитаны на совершенствование одного, двух видов техники. Цель игры гамм заключается, в первую очередь, в автоматизации самого ощущения последовательности клавиш, в запоминании аппликатурных формул.

Поэтому у каждого преподавателя  есть упражнения, которые применяются в работе с конкретными произведениями.

В своей практике, в основном, я использую упражнения из сборника 

И. Штепановой-Курцовой «Фортепианная техника» (Методика и практика) «Музична Украiна» Киев 1986 г.

 В пособии есть упражнения практически на все виды техники, с подробными комментариями автора, как добиться наилучшего результата. Упражнения рекомендуется играть разными способами, оттенками и туше. Материал делится  на серии, рассчитанные на разный уровень мастерства.

На первом году обучения очень важно правильно поставить ученику руки. Краеугольным моментом в постановке являются 1 и 5 пальцы. На 5 палец хорошо помогает упражнение серия 1 №1.
  

Упражнение сложно исполнить без нужного поворота кисти, что укрепляет правильную постановку 5 пальца.

Результативным упражнением на 1 палец является упражнение №4 из  серии 1. Оно отлично отрабатывает поворотный момент  и фиксирует необходимое положение кисти при повороте.

Результативные упражнения из 1 серии:

№7 – на свободное падение руки

№5 – на укрепление пальцев

№ 2, № 3 – на качественное исполнение украшений

Для старших классов нужными будут упражнения на качественное исполнение Legato терций (№8), секст (№9) и октав (№10).

Стоит обратить внимание на упражнения  Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано».

Упражнение №9 решает 2 технические задачи: активность пальцев на 16- тых, и собранность руки  на 4-ных длительностях.

Очень важными являются ритмические упражнения из сборника Ж. Пересветовой «Школа фортепианного ансамбля».

Эти упражнения не только развивают чувство ритма. Хлопая, ученики постоянно смотрят в ноты, и при частом использовании данных упражнений, нарабатывается навык чтения с листа.  Упражнения  исполняются в ансамбле и очень нравятся детям.

 

Надеюсь, что указанные сборники и упражнения заинтересуют преподавателей и пригодятся в педагогической практике.

Желаю всем творческих успехов!

Преподаватель по классу фортепиано

                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  С. В. Скрипник

Comments