НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

Ученики, впервые придя в хор, сталкиваются с новым для себя видом деятельности — хоровым пением. С чего же начинается пробуждение интереса к певческой деятельности, развитие музыкальных задатков, формирование хорового опыта у детей? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо остановиться на некоторых практических моментах. 
    Младшая группа детского хора формируется в сентябре. Приходят новые дети, прошедшие музыкальное прослушивание. Проверка музыкального слуха, чувства ритма, голосовых данных ставит своей целью не столько конкурсный отбор хористов, сколько определение уровня их музыкального развития и выявление индивидуальных музыкальных возможностей. Данные музыкальных прослушиваний мы фиксируем в анкете. Эта анкета позволяет проследить изменения, происходящие в музыкальном развитии ребенка, и определить рост музыкальных способностей детей, переходящих в другую возрастную группу. В младших хорах, на первом этапе целесообразно занятия проводить раздельно. Это связано с тем, что дети имеют разный уровень готовности к певческой деятель¬ности: наличие певческого опыта у одних и отсутствие его у других, различная степень развития музыкальных способностей, умение или неумение вести себя в хоровом коллективе и т. д. Такое разделение удобно и для педагога и для детей, так как малыши, впервые пришедшие на хоровые занятия, обычно испытывают неуверенность и лучше чувствуют себя в обществе детей своего возраста. Их надо обучить основам хорового пения, сформировать первые навыки, первый опыт, зажечь первые искры интереса, склонности к хоровому пению.     На первых занятиях хормейстер вводит детей в «мир прекрасного» — рассказывает им о музыке, хоре, хоровых певцах, дирижере. Дети младшего возраста весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы.
    Прежде чем начинать вокально-хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, то есть принимать нужную певческую установку. Хормейстеру надо следить за певче¬ской установкой хористов на каждом занятии, так как от нее зависит правильность работы дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок, — это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто). На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов — внимание, дыхание, вступление, снятие (позже, когда дети овладеют этими навыками, дать понятие о forte, piano, ritenuto, accelerando). Хормейстер сам должен несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке. Вместе с рассказом об этих жестах и их показом следует добиваться в пении выполнения того, что показывает жест дирижера. Первые опыты юных певцов обычно не очень удачны, но постепенность целенаправленной хоровой работы приносит желаемые результаты: эти навыки оттачиваются. Затем надо в доступной и понятной форме рассказать детям о голосовом аппарате, технике дыхания.
    Возможности певческих голосов младшего  возраста ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоци¬ональности. Не следует увлекаться нюансом f. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата: в возрасте 7—10 лет при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют лишь края голосовых связок. Поэтому для младшего хора характерно фальцетное звучание. Наиболее ярко голоса малышей звучат в нюансе тр, mf, умеренном f. Нюанс р — очень трудный для исполнения, поэтому, на начальном этапе им следует пользоваться нечасто. Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети младшего хора сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к крикливому пению. Хормейстер должен рассказать и наглядно показать детям, как надо дышать, чтобы работали мышцы живота, а также нижних и верхних отделов грудной клетки, потом на примере своего пения подчеркнуть разницу в звучании голоса при правильном и непра¬вильном дыхании.В процессе дыхания большую роль играют моменты вдоха и выдоха. Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой задержкой, которая «закрывает дыхание на замочек». Задержка при дыхании активизирует вдох и, вместе с тем, служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижера. Выдох должен быть постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты (в противном случае звук будет сиплый, тяжелый). Практика показывает, что тренировать, оттачивать технику дыхания следует на музыкальном мате¬риале. Работать над дыханием необходимо на всем протяжении деятельности любого детского хорового коллектива, начиная с младшей и кончая самой подвинутой группой хора.
    Пристального внимания педагога в хоровом пении требует атака звука. Как известно, существует три вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная. На наш взгляд, в младшем хоре наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твердую атаку, так как она активизирует певческий процесс. Но при этом надо обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. Придыхательная атака применяется в хоровом пении лишь как изобразительное средство, необходимое для создания художественного образа. Мягкая атака на начальном этапе может привести к вялому, пассивному звуку. Впоследствии, выработав навык активного звукообразования, следует пользоваться как твердой, так и мягкой атакой.
    Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование — фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение сосредоточиться на звучании — одна из причин фальшивого пения и даже «гудения»).В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом; встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога приблизительно в течение одного года; а бывают и такие дети, у которых координация восстанавливается лишь через два-три года регулярных, планомерных занятий. Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринима¬ются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс р можно использовать в хоре как метод работы над трудными интонационными местами в произведении, а не только как «краску», оттенок. Хормейстер детского хора должен знать это и учитывать в своей деятельности не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем при работе над сложными произведениями. Другая причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение. Встречаются дети 6—7 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра — си — ми-бемоль. Высокие звуки благодаря своим акусти¬ческим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Педагог своими пояснениями, путем создания образных ассоциаций, должен помочь детям («надо спеть высоко, как птичка», «нужно еще немного подтянуть гаечку у твоей ноты» и т. д.). Используя в распеваниях, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых за¬нятий (4—6 месяцев) прекрасных результатов. Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре — основа чистого многоголосного пения. Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги лю, лё; затем ввести несложные попевки и, конечно, продолжать эту работу на материале разучиваемых песен.Очень полезно использовать в упражнениях на унисон гласный у, который ведет к образованию «узкого», четко фиксирующего высоту звука. Этому способствует механизм образования гласного у: активизируется работа голосовых связок и дыхания. Гласный у помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование гласного у в упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения. В работе над унисоном полезно использовать пение с закрытым ртом. Этот прием усиливает слуховое внимание певцов и позволяет ощутить высокую вокальную позицию. Но для младших школьников это очень трудный прием, и пользоваться им следует лишь эпизодически.
    Хормейстер должен уделять много внимания и воспитанию у юных хористов чувства ритма. Нам представляется полезным использовать при разучивании сложных ритмических рисунков слоги, применяемые в системе относительной сольминации, которые соответствуют определенным длительностям: та — четверти; ти-ти — восьмым; ти-ри-ти-ри — шестнадцатым.В работе над ритмическим рисунком, представляющим трудность для детей, следует использовать и другие приемы: прохлопывание ритма отдельными детьми, а также всем хором, различные движе¬ния под музыку. Все это проводится на уроках сольфеджио, во время распевания и при разучивании новых песен.У многих детей младшего возраста артикуляционный аппарат пассивен и вял, а потому развитие его требует от хормейстера особого внимания.
    Огромное значение в пении имеют гласные, так как все вокальные качества голоса вырабатываются только на гласных. У участников младшего хора на первых порах часто встречается такая ошибка: у них как бы возникает желание быстрее спеть следующий слог, отсюда теряется протяжность, напевность мелодии. Хормейстер должен объяснить и на примере своего пения показать, что поются только гласные звуки, а не согласные. Объяснить это детям можно так: «Чтобы пение было красивым, нужно тянуть звуки, как бы выдувая их из дудочки», «надо спеть так, как спела бы скрипка» (при этом рукой можно изобразить плавное движение смычка воображаемой скрипки). Пение гласных должно происходить в единой манере звучания. Обязательным условием для этого является сохранение устойчивого положения гортани при пении различных гласных. В качестве упражнений можно петь на одном звуке (на одном дыхании) цепочку из слогов с разными гласными: ма, мэ, ми, мо, му; ля, ле, ли, лё, лю и т. д. Петь на слоги полезно и отдельные фразы песен, а также песни целиком.Внимания педагога требует формирование и естественное произношение согласных в пении. Согласные должны произноситься предельно кратко, однако при краткости необходимо четкое, даже утрированное их произношение.
    Формирование певческой деятельности у младших школьников зависит не только от их индивидуальных способностей и коллективного хорового опыта, но также и от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение детей на занятиях — залог будущего успеха. Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Дисциплина — это атмосфера, в которой дети творят, тру¬дятся, учатся новому. Известный советский хоровой деятель В. Г. Соколов, уже 45 лет работающий с детским хором, считает, что художественные результаты находятся в прямой зависимости от дисциплины, поведения детей. Дисциплина на хоровом занятии — это не только внешнее спокойствие учащихся (нет шума, разговоров и т. д.), но и внутреннее состояние хористов — активное, увлеченное, сосредоточенное, что является главным в рабочей атмосфере. Налаживание дисциплины в хоре—  первостепенная задача хормейстера. В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, смешливы, повы¬шенно эмоциональны. В вопросе дисциплины не последнюю роль играет тон учителя. Ни в коем случае нельзя кричать на детей, стучать по инструменту, столу и т. д. Этот «метод», к сожалению, еще нередко встречается в общеобразовательной школе, особенно на уроках музыки. Кстати сказать, «метод крика» действует на детей лишь короткое время, потом они привыкают к нему и уже не реагируют должным образом. Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом известный мастер хорового дела Болгарии Бончо Бочев: «Без ласки нет песни».
    Хормейстеру обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности младшего возраста. Например, на первом этапе  необходим такой прием, как подражание. Показ педагога — вообще очень эффективный метод работы, а на начальном этапе, когда дети очень склонны к подражанию, этот метод просто незаменим. Педагогу следует использовать не только метод подражания — «сделай, как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей — тех, кто может служить примером для подражания. В хоровой работе с младшей группой надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить начинающих певцов к новым формам деятельности. На первом этапе именно игру и сле¬дует использовать как метод в преодолении трудностей. Например: педагог играет на рояле один звук в нюансе р и говорит: «Послушайте, ребята, как звучит эта нота». (В классе должна быть полная тишина.) И дальше: «Теперь прислушайтесь, как мой голос точно повторяет этот звук, полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. Кто сможет сделать так же?». Педагог просит спеть сначала одного ученика, потом сразу двух, трех, десять че¬ловек и т. д. И вот уже хор звучит совсем по-другому. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем лучшие результаты она даст. Вместе с тем, хормейстеру, особенно начинающему, надо знать, что игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть хоровой деятельности, требующей умения преодолевать встречающиеся трудности. Хоровое пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где учащиеся получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), игра на различных детских музыкальных инструментах, использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева — другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей. Дети приходят в хор и учиться хоровому пению и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.
Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с близкими и понятными ребенку явлениями, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями. В работе с малышами обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений. Мы в своей практической работе используем метод «быстрого ведения урока» — один из методов дидактической системы советского психолога Л. В. Занкова.* Например, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И все же не следует очень долго задерживаться на ее разучивании, полезно взять другую и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вернуться к первой песне и уже на более высоком музыкальном уровне доучить ее. Подобный метод активизирует учебный процесс, что в свою очередь способствует интенсивному раз¬витию музыкальных способностей. Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит.
    Хормейстер с первых же занятий должен строить свою работу с младшим хором так, чтобы в поле его зрения находились все дети, чтобы хоровые занятия носили форму стройной системы, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались отдельные вокально-хоровые приемы и навыки, но и накапливался опыт, развивались музыкальные способности, воспитывался устойчивый интерес к музыке, к хоровому пению. Это и составит основу готовности ребенка к участию в хоре более высокого уровня.
Преподаватель хора
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  Е.А. Любимова
Comments