Компьютерные технологии на уроках музыкальной литературы и слушания музыки

Компьютерные технологии 
на уроках музыкальной литературы и слушания музыки

Рeформирование Российского образования включает множество направлeний, одним из которых являeтся использованиe инновационных технологий в образоватeльном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время.

         Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне от введения компьютерных технологий и музыкальное образование.
На сегодняшний день возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.

Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Источником активности личности является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям  искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также  их  активные  и сознательные  действия, направленные  на  освоение  материала. 

Использование  мультимедийной  презентации на уроках «Музыкальной литературы» и «Слушания музыки» как средство создания ситуации занимательности будет повышаться интерес учащихся к учебной деятельности  и качеству образования. 

    Медиаобразование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа.

      Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников (таких кактелевизионное изображение, анимация,графика, звук).

Грамотное использование компьютера помогает решить такие проблемы как дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные преподавание предметов, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки».

      Использование ИКТ на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность:

1. по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;        
2. обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
3. помогать активизации творческого потенциала учащихся;   
4. способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

     Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями:    
- обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;    
-поддержка контроля знаний и навыков;       
-организация различных форм креативной деятельности.

      Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря  мультимедийным  пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках  (высказыватют своё мнение,  размышляют, рассуждают).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией и т. п.  

Учебным планом предусмотрен лишь один урок «Музыкальной литературы» и «Слушания музыки» в неделю, в связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Существует несколько вариантов создания таких презентаций:

-звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение);

-изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.);

-видеохрестоматия (видеозаписи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов);

-мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала).

         Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

К сожалению, отсутствие необходимого специального оборудования (мультимедийного комплекса) в школе, организация занятий с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является проблемой.
Но следует помнить, что применение ИКТ не является единственным средством передачи и получения информации, а лишь одним из способов.

     В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.


Осипова Любовь Александровна, 
преподаватель музыкальной литературы 
Детской хоровой школы «Подлипки»
ĉ
Лосев Николай,
24 июн. 2016 г., 0:09
Comments