КЛЮЧ К ИМПРОВИЗАЦИИ

Импровизация как феномен художественной деятельности человека привлекает внимание психологов и педагогов, композиторов, исполнителей и музыковедов. Интерес к искусству импровизации не случаен, он вызван потребностями современной музыкальной культуры. Однако, до последнего времени остаётся мало разработанным вопрос, связанный с подготовительным этапом овладения искусством импровизации. Именно в этом аспекте рассматривается высказанная профессором Е. П. Макуренковой мысль о необходимости введения всеобщей музыкальной грамотности. Е. П. Макуренкова ставила её во главу угла в плане активизации всей системы музыкального образования.
    Многолетний педагогический опыт убеждает в том, что нет людей, не способных к музыке. Кто-то любит эстрадные песни, джаз; кто-то – рок, фольклор; кто-то увлекается классикой и авангардом, но нет человека, который не любил бы музыку вообще. Это является верным признаком наличия музыкальных данных: обычно человек любит то, к чему способен. Как говорила Е. П. Макуренкова: «Интерес – это и есть способность».
    В силу этого надо полагать, что делить детей на музыкально одарённых и бездарных бессмысленно и даже вредно. Известно, что каждый ребёнок развивается в своём темпе: кто-то ярко «вспыхивает» в раннем детстве, кто-то, ничем особенно не примечательный, занимается упорно и разумно и достигает больших успехов. Было бы ошибочно утверждать, что все дети одинаково талантливы, но очевидно, что творчество в той или иной степени доступно всем, ибо каждый ребёнок от рождения обладает универсальными задатками.
    В своей работе «Первая встреча с музыкой» педагог-пианистка А. Д. Артоболевская пишет: «Если просят меня проверить музыкальные способности ребёнка, я никогда не отказываюсь от встречи, но предупреждаю, что мой ответ на вопрос «надо ли учить ребёнка музыке» бывает всегда положительным. Ибо я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной области, которую образует музыка».
    Итак, исходным положением является то, что всех детей нужно учить художественному творчеству, ибо без этого невозможно полноценное воспитание гармонично развитой личности; а также всех детей можно научить художественному творчеству, в том числе и импровизации.
    Первая важнейшая задача на пути к импровизации состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. На языке классической культуры это есть овладение риторикой  музыкального мышления. Практика показывает, что занятия сочинением без и вне правил -   результата не дают. Часто дети не знают, как действовать, и поэтому приносят на урок безграмотное и, главное, бессмысленное нагромождение звуков. Как избежать этого? С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки, что истинно прекрасные мелодии всегда своеобразны, не похожи одна на другую, но при этом наблюдаются определённые закономерности в их строении. Зная закономерности, можно вывести ряд правил, которые позволяют построить тему не только грамотно, но и художественно выразительно. Так происходит процесс овладения языком музыкальной риторики.
    В своей фундаментальной книге «Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования» Е. П. Макуренкова писала: «Оснащённость музыкальной грамотностью символизирует глубину музыкального образования». В русле этой мысли и разрабатывалась данная система развития музыкального слуха и раскрытия творческого потенциала личности, базирующаяся на важнейших принципах общей и музыкальной педагогики. Обобщая опыт  многих мировых педагогов-новаторов, собрав воедино основополагающие базисные принципы, удалось создать методологическую систему творческого, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, которая опирается на пять основных положений. Деятельную помощь в пропаганде новой методики оказывала Е. П. Макуренкова, которая рассматривала положения новой методики сквозь призму «новой риторики». Она содействовала развитию современной педагогики в русле классической риторики, понимая, что её язык сегодня требует обновления. В духе «новой риторики» европейской школы она ратовала за создание «новой музыкальной риторики». Пять классических правил единства творческого произведения как выражение целостности процесса его создания в этой системе сложились следующим образом.
    Минимум средств – максимум выразительности. Звуков – как можно меньше, красоты и смысла – как можно больше. Это, безусловно, не означает- чем меньше звуков, тем мелодия прекраснее. В музыке не должно быть «пустых» звуков, каждый несёт определённую выразительную
нагрузку, «живёт», «дышит», «действует».  Произведение искусства творится по законам экономии средств, и музыкальная тема в этом отношении не является исключением.
    Единство ритма. Один ритмический рисунок (ритмическое «ядро») пронизывает тему от начала до конца, варьируясь и развиваясь. Нарушение данного правила приведёт к неоправданной ритмической пестроте – тема будет представлять собой не единое живое целое, а разнообразные куски из различных произведений.
    Единство интонации. Тема «вырастает», как правило, из одного интонационного «зерна». В музыкальной теме может быть не одна, а несколько интонаций, но одна из них явно превалирует, а все другие из неё вытекают, являясь её вариантами. Нарушение этого правила ведёт к интонационной пестроте.
    Повторность музыкальных построений. Отдельные элементы темы – мотивы, фразы, предложения – повторяются либо без изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, неизбежно возникает неоднородность целого, бесформенность.
    Соблюдение этих четырёх правил необходимо и достаточно для того, чтобы построить тему грамотно. Но мелодия станет ещё интересней и выразительней, если учесть пятое правило.
    Неповторимое своеобразие. В каждой мелодии должна быть особенность, своеобразие и красота.
    Работа над сочинением мелодии идёт параллельно с развитием общей музыкальной грамотности учащихся, развитием музыкального слуха, постепенным освоением элементов музыкального языка. Для детей младшего возраста те же правила даются в упрощённом варианте. При сочинении мелодии следует стремиться к тому, чтобы:
    - звуков было меньше, а красоты и смысла больше;
    - «музыкальные слова» повторялись;
    - в мелодии было своё «выразительное лицо».
    Первоначальные задания на сочинение мелодий следует давать детям на определённый, заданный преподавателем стихотворный текст. Стихотворение настраивает на конкретный художественный образ, а также имеет своеобразный ритмический рисунок, который ребёнок легко должен повторить в мелодии. К тому же форма стихотворения диктует форму музыкального построения. Сочиняя мелодию на основе стихотворения, ребёнок решает задачу с «наименьшим количеством неизвестных».
    Представляется целесообразным сочинять мелодии на текст, позволяющий разные варианты трактовки. Так, в этом смысле удобен текст народной детской считалочки: «Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек». Дети произносят его, придавая самые разнообразные смысловые оттенки: шутка, жалоба,  угроза,  просьба, приказ и т. д. Затем на эти слова создаются разные по характеру мелодии: от весёлых, плясовых- до печальных, жалобных, нежных. Задача состоит не в том, чтобы найти единственный, адекватный литературному тексту музыкальный образ, а в том, чтобы, используя стихи как средство для метроритмической и структурной организации музыкального материала, дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий на один текст.
    Следует проводить коллективное обсуждение сочинений на уроке. Каждый может свободно высказывать своё мнение, обосновав его. Детей нужно учить думать, рассуждать логично, аргументировано. Это умение в целом важнее, чем навыки игры на инструменте и сочинения музыки. Музыкантами становятся избранные, а в роли критика так или иначе выступает каждый.
    Вначале дети высказываются однозначно: или им всё нравится, или не нравится. Нередко это зависит от мнения первого высказывающегося. Дети часто поддаются давлению со стороны преподавателя или большинства. Надо создавать такие условия, чтобы они вырабатывали своё собственное отношение, сначала думали, а потом соглашались или не соглашались с тем, что говорит преподаватель; если нужно, сопротивлялись давлению с чьей бы то ни было стороны, отстаивали свою точку зрения.
    Часто неумение критиковать выражается в том, что дети пытаются найти недостатки. Преподаватель должен показать на собственном примере, а потом постоянно обращать внимание учеников на то, что, критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а плохое помочь исправить. Обсуждение сочинений – дело очень важное и психологически сложное, и может быть полезным только в атмосфере доброжелательности и взаимного уважения.
    В классе необходимо создать такую атмосферу, когда каждый стремится в работе к внутреннему духовному росту над собой. И постепенно сам становится мерой собственного продвижения на пути к совершенствованию, к рождению гармонической личности.

Преподаватель по классу фортепиано
                                                                          Хоровой школы «Подлипки»  Т.Ю. Македонская
ĉ
Лосев Николай,
6 апр. 2015 г., 1:45
Comments