Формирование личности учителя музыки на современном этапе развития школьного образования

     Современные условия жизни, мощное развитие науки и техники, рост социального статуса общества диктуют повышенные требования к школьному образованию в целом и к формированию личности учителя в частности.
     Современная психология и педагогика признают, что степень общего творческого развития человека имеет свои пределы, границы которых установлены генетическими особенностями строения нервной системы, т.е. что существуют люди от природы более или менее творчески одаренные, и что каждый человек может и должен развивать свои творческие способности до тех уровней, которые ему отпущены природой. А определить эти уровни можно, только занявшись той деятельностью, в которой человек может себя проявить тем или иным образом.
     Музыка является одним из видов искусства, которое составляет основное содержание предмета. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.
     Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.
     Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые так или иначе нашли свое отражение в творчестве композитора. Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение сопричастности историческим событиям, что очень важно для понимания истории.
     Основная задача уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает: а) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; б) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
     На уроках учащиеся знакомятся с образцами народной музыки, с произведениями русской, советской и зарубежной классики. Освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся.
     Важнейшая задача музыкального воспитания в школе – формирование слушательской музыкальной культуры учащихся. Именно от сформированностислушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.
     Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, получали основы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющие возможности активного восприятия музыки.
     Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.
     Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои «секреты» и у учителя музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом – этими чувствами постоянно живет педагог-музыкант. «Сложность этой профессии, - пишет известный педагог О.А. Апраксина, - определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое из них в свою очередь многогранно. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не
просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком смысле этого слова.
     Профессия учителя музыки требует от избравшего ее постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей.
     Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом, он оказывается одинаково обращенным как к своему ученику, так и к предмету, который он преподает.
     Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать   во  многом   определяет   успех   его   деятельности.   По  этому  поводу Д.Б. Кабалевский писал: «Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом. Без механической записи на уроке, конечно, не обойтись, особенно когда в классе должен прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т.п., но она должна быть дополнением к живому исполнению учителя, а не заменой его. Это очень важно по крайней мере с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т.д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку».
     Владение инструментом, голосом, а также дирижерскими умениями представляет собой еще не полный «багаж» знаний, которые должен приобрести будущий учитель. В приобщении к музыкальной культуре важна и музыкально-теоретическая подготовка. Как и любой грамотный музыкант, учитель должен знать музыкальную литературу, историю музыки, уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка. Всесторонняя музыкальная подготовка дает будущему педагогу прежде всего знание своего предмета. Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области не могут автоматически сделать его обладателя хорошим учителем. Мир знает много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся) академические профессиональные умения, знания и способности умножаются на комплекс личностных человеческих качеств учителя.
     Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие важнейшие стороны деятельности учителя музыки:
     -исследовательская (анализ музыкальных произведений и произведений других видов искусства; изучение опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы; изучение научной и методической литературы с целью ее применения в своей работе);
   -проектировочная (планирование, распределение учебно-воспитательных задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, усвоение ими знаний, формирование навыков и умений, их музыкальное и творческое развитие);
     -конструктивная (построение уроков, внеклассных музыкальных занятий);
     -коммуникативная (установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия; завоевание авторитета у учеников);
     -организаторская (практическое решение учебно-воспитательных задач).
     Все это взаимосвязано в работе учителя и направлено на решение задач музыкального воспитания школьников. Отсутствие необходимых умений отрицательно сказывается на результатах педагогической деятельности. Остановимся на каждом из аспектов деятельности учителя музыки более подробно.
     Для учителя музыки важно овладение некоторыми навыками исследовательской работы. Он анализирует, отбирает музыкальные произведения, определяя их эмоциональное воздействие; изучает музыкальное восприятие школьников в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Чтобы совершенствовать его, анализирует активность учащихся в исполнительской, творческой деятельности, исследует их музыкальные способности. Центром внимания учителя является духовный мир ребенка, его проявления в различных ситуациях под влиянием педагогического воздействия.
     Благодаря постоянным наблюдениям учитель приобретает педагогическое чутье, которое позволяет мгновенно оценивать ситуацию, определять внутреннее состояние учащихся, интуитивно находить правильный способ педагогического воздействия.
     Обогащая свой опыт в творческом планировании музыкальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение перспективы учебно-воспитательных задач и определение целей, задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредоточивая внимание прежде всего на активности учащихся; рассматривать себя и свой предмет как средство их духовного обогащения, воспитания музыкальной культуры.
     Учитель должен владеть искусством общения. Его личность на занятиях раскрывается глубоко и полно: учитель не только исполняет произведение, но и рассказывает о нем, передавая свое отношение к композитору, музыке и усиливая ее эмоциональное воздействие. Проявление при этом чуткости, внимание к переживаниям учащихся порождает ответное чувство доверия и уважения. Авторитет учителя зависит от его умения быть требовательным и одновременно заботливым. Учащимся всегда нужны его помощь, поддержка, внимание, теплое отношение, без которых невозможно переживание чувства радости от достигнутых успехов.
     Большую роль в работе учителя играют и организаторские способности, умение заряжать своей энергией и включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности. Особенно это касается вокально-хоровой работы, где многое зависит от воли и целеустремленности педагога, хотя результаты определяются и его опытом, и предварительной подготовкой к занятию.
     Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно не понятно его ученику.
     Творчество учителя, его педагогические находки начинаются с первых самостоятельных шагов в школе. Овладение педагогическим мастерством требует от него знания своих достоинств и недостатков, умения «властвовать собой», способности к самооценке и самовоспитанию. Душевное богатство, многогранность личности учителя, его ум, обаяние, нравственная чистота сильно влияют на формирование у учащихся желания и готовности работать с наибольшей отдачей.
 Профессионально-педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
     Определяющей частью педагогического мастерства следует считать педагогические способности. В педагогической деятельности выделен комплекс ведущих способностей:
-дидактические – умение доступно, интересно и четко излагать учебный               материал;
-коммуникативные – способность устанавливать правильные, доброжелательные отношения с учащимися;
-организаторские – способность организовать коллектив учащихся и себя на достижение планируемого результата;
-перцептивные – умение проникать во внутренний мир учащихся, понимать их стремления и интересы;
-интеллектуально-познавательные – способность учителя управлять познавательной деятельностью школьников и повышать собственный интеллектуальный уровень;
-эмоциональные – связаны с эмоциональным отношением к преподаваемому предмету и эмоциональной устойчивостью, способность владеть собой;
-суггестивные – способность внушения и волевого влияния на учащихся, связанная с авторитетом личности педагога.
     Помимо комплекса обозначенных способностей учитель музыки должен обязательно иметь и музыкальные способности, без которых его деятельность просто неосуществима.
  Следует подчеркнуть, что все педагогические способности проявляются не изолированно, а взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Это создает возможность компенсации менее развитых способностей другими качествами личности. Так, наблюдения за учителями музыки показывают, что хорошее владение компонентами музыкальной деятельности (дирижирование, игра на инструменте, сольное пение и др.) не всегда являются показателем мастерства учителя. Чаще всего определяющую роль играет яркость индивидуальности педагога, его общая культура и эрудиция, артистизм и увлеченность, умение использовать в работе многообразие художественных интересов, доброжелательное отношение к детям и умение заражать их своим эмоциональным состоянием.
     Одним из основных компонентов мастерства учителя является педагогическое общение. Основные качества личности педагога, такие, как любовь к детям, педагогический такт, требовательность и понимание внутреннего мира ребенка, являются определяющими для выработки индивидуального стиля общения. Именно характер общения учителя и учащихся создает на уроке атмосферу эмоциональной напряженности, которая может либо стимулировать совместную деятельность, либо сковывать детей и порождать их неуверенность в себе, притуплять внимание и понижать работоспособность, а в итоге вызывать негативное отношение к предмету. Не случайно Д. Б. Кабалевский неоднократно обращал внимание учителей на создание обстановки заинтересованности и увлеченности школьников музыкой, называя данную проблему одной из самых главных в музыкальной педагогике.
   Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.
   Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:
-признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
-построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
-стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
    -желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
  -умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
    Для учителя музыки более чем характерен многоплановый характер деятельности. Все это требует максимального проявления творческих качеств, умения управлять своими чувствами и эмоциями, критически видеть себя как бы со стороны.
    О значении артистичности и искусства общения в профессии учителя писал еще А.С. Макаренко. В его словах в сконцентрированном виде как нельзя лучше выражено то, к чему должен стремиться каждый педагог, если он хочет быть мастером: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений.
    Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом.< … > Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. < … > Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. < … > Я сделался настоящим мастером  только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,  голоса».
    Формирование профессионально-педагогического мастерства учителя музыки впрямую связано с проблемой педагогического общения и владения педагогической техникой.
    В обобщенном виде термин «педагогическая техника» включает многообразный комплекс всех средств и приемов личного воздействия учителя на учащихся: владеть настроением и эмоциями, техникой речи, мимикой и пантомимикой, исполнительской техникой (вокальной, дирижерской, игры на музыкальном инструменте и др.), музыкально-педагогической импровизацией и т.д. Владение педагогической техникой обязательно для учителя, но в тоже время его мастерство не сводится только к технике. Во многом оно зависит от подготовленности к уроку, умения сочетать разнообразные виды деятельности как свои, так и учащихся, умения реализовывать воспитательные, образовательные и развивающие задачи средствами музыки, проявлять эмоциональную увлеченность и желание передавать свои знания, проявлять высокий уровень общей культуры и стремление к расширению эрудиции, осуществлять постоянный творческий поиск.
    Учитель общеобразовательной школы должен обладать высокой культурой восприятия музыки. Проблему развития восприятия музыки следует считать центральной в деятельности любого педагога-музыканта. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли», -
сказано в программе по музыке для общеобразовательной школы. Слово учителя становится мостом между ним и школьной аудиторией в процессе совместного восприятия музыки. Поиск сравнений, аналогий влияет на процессы понимания, переживания и исполнения музыки.
Можно говорить о необходимости своеобразной театрализации, режиссуре исполнения учителя. Мера театрализации определяется как образнойвыпуклостью композиторского замысла, так и возрастными особенностями детской аудитории. В младших классах данная мера наиболее велика. Именно здесь важнее всего опора на доступные детям комплексные средства эмоционального общения, прежде чем у них сформируется способность к чисто слуховому восприятию.
    Учитель музыки должен иметь достаточно высокий уровень владения музыкальным инструментом, позволяющий успешно выполнять свои профессиональные функции. Хорошее владение  инструментом необходимо также и в музыкально-просветительской работе.

   Для свободного исполнения несложного репертуара, который необходим в выступлениях перед массовой школьной аудиторией, учитель музыки должен овладеть произведениями гораздо более высокой степени сложности.
   
Если учитель сам исполняет музыку, то его авторитет в глазах детей возрастает. Живое звучание музыки облегчает школьникам-слушателям ее восприятие. Практика, однако, показывает, что учителя музыки редко играют в классе, ограничиваясь использованием аудиозаписей.
  Отечественными и зарубежными психолого-педагогическими  исследованиями установлена диалектическая взаимосвязь между творческим развитием детей и результативностью обучения и воспитания. Замечено также, что наиболее успешной оказывается деятельность именно тех педагогов, которые не только вооружены необходимым объемом знаний и профессиональных умений, но и обладают психологической установкой на музыкально-педагогическое творчество в своей повседневной работе, владеют методикой обучения и воспитания.
    Психолого-педагогическую основу творческой активности учителя музыки в его профессиональной деятельности составляют:
- самостоятельность и инициатива в подходе к изучению музыкально-исторических и музыкально-теоретических проблем;
- проявление фантазии и воображения в музыкально-исполнительской, музыковедческой, музыкально-педагогической учебной и практической деятельности;
- реализация волевых качеств при воплощении творческих замыслов в музыкальной и музыкально-педагогической деятельности;
- умение оперировать приобретенным ранее объемом теоретической информации и практических навыков;
    потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний, умений и навыков.
  Таким образом, методико-практическая подготовка учителя музыки на современном этапе предусматривает разнообразие видов деятельности; взаимосвязь психолого-педагогических, методических и специальных знаний, умений и навыков в содержании обучения; методическую оснащенность учителя; практическую вооруженность, способность применения сформированных умений в изменяющихся условиях деятельности.

Преподаватель хора 
Детской хоровой школы «Подлипки» 
Янина М.Н.