Единство художественного и технического развития ученика

В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, распространённых среди людей всех возрастов. Одним из таких инструментов является гитара. При всей демократичности гитара требует от исполнителя определенных технических и художественных навыков. О единстве художественного и технического развития ученика хотелось поговорить в этой статье..Опираясь на свой педагогический опыт,  мне хотелось изложить видение данной проблемы. Думаю, что эта  проблема касается преподавателей всех специальностей и вызовет определённый интерес к излагаемому материалу

    Невозможно представить себе  исполнительскую деятельность музыканта, в которой художественно- выразительная сторона игры была бы оторвана от её профессионально- технического оформления. Отсюда вытекает вывод, что гармоничность подготовки – необходимое условие зрелого музицирования. Но на практике часто встречаются ошибочные направления в работе педагога, которые разрушают самые существенные основы творческого педагогического процесса. Это, с одной стороны обучение, направленное  лишь на абстрактное развитие технических навыков игры, при котором ученик не понимает, какой художественной цели служат эти навыки. С другой стороны, это развитие творческого воображения ученика, нагрузка его сложными художественными задачами без учёта технической подготовки, без достаточного овладения им исполнительских приёмов игры. Иногда в сознании педагога и ученика не происходит своевременного слияния технических и художественных представлений единства содержания и формы, идейно – эмоционального замысла и техники, его воплощения в реальном звучании. Поэтому, большое значение для успешной работы с учениками имеет планирование занятий – составление индивидуальных рабочих планов, которые должны учитывать следующие моменты:

1.Индивидуальные особенности ученика.

   Запланированный репертуар должен соответствовать художественным и техническим возможностям ученика. Индивидуальный план опирается на программные требования данного класса, на конкретный подбор произведений в зависимости от характера одарённости, склонностей и подготовки ученика ям  учащегося и одновременно способствовать дальнейшему развитию его музыкально-исполнительских данных. Кроме того, план должен предвидеть и материал для закрепления исполнительских навыков, приобретённых учеником ранее..

2. Последовательность и постепенность увеличения сложности.

    Музыкально-техническое развитие ученика должно осуществляться естественно, легко нормально. Поэтому новый репертуар должен быть хоть и сложней предыдущего, но доступным, посильным для освоения.  Необходимо включать в индивидуальный план пьесы, которые немного превышают музыкально-исполнительские, художественные и технические возможности ученика.

3. Пропорциональность художественного и инструктивно-технического материала.

    В плане необходимо учитывать необходимость как художественной, так и технической стороны исполнительства. Инструктивно-технический материал, состоящий из гамм, упражнений и этюдов, планируется в меньшем объёме. Но на определённых этапах обучения, в зависимости от конкретных задач, доля технического материала в плане может увеличиваться.

4.Художественная насыщенность материала.

.    Качественный урок, настоящий творческий  контакт педагога с учеником невозможен без интересного, увлекающего  репертуара. Составляя индивидуальный план, нужно быть очень требовательным к художественной ценности пьес, так как содержательность и значимость репертуара существенно влияет на качество игры. В музыкальном воспитании большое значение имеют программные пьесы, которые своей конкретной образностью стимулируют процесс раскрытия музыкального содержания. Ученику желательно рассказать об идее, которой руководствовался композитор при написании этого произведения. Имея эти сведения, ученик может глубже раскрыть содержание произведения. Очень благотворно воздействует на художественное развитие ученика народная музыка, с которой его нужно знакомить постоянно. Подбирая произведения современных композиторов, педагог должен руководствоваться  их художественной содержательностью и психологической доступностью.

5. Разнообразие репертуара.

    Всестороннее музыкально-исполнительское развитие ученика – одно из наиболее важных задач музыкальной педагогики, поэтому в индивидуальном плане должны быть предусмотрены художественные произведения различные по содержанию, форме, жанрам, стилю, фактуре и т. д. Новые произведения вызовут у ученика особый интерес, если они будут гармонично дополнять его предыдущий репертуарный «багаж». Очень важна разумная пропорциональность между пьесами крупной и малой формы, кантиленными и виртуозными.

6. Желания и склонности ученика.

    Рост исполнительского мастерства идёт быстрее, если в обучении действует фактор заинтересованности, поэтому желательно давать ученику нравящиеся ему произведения, над которыми он будет работать охотно. Однако вносить в план нужно лишь те произведения, изучение которых в данный момент методически целесообразно и отвечает педагогическим задачам, способствует прогрессивному развитию. От подхода и умения педагога зависит, чтобы ученик не только понял необходимость изучения  полезного для его развития произведения, но и полюбил его.

    Фактором, который в значительной мере помогает единению художественного и технического развития  гитариста, является музыкально-слуховое воображение, свобода и естественность игровых движений, свобода постановки исполнительского аппарата. Таким образом, работа с учеником должна быть направлена помимо чисто музыкальных идей на обязательное воспитание исполнительской техники. Задача педагога в конечном результате состоит в том, чтобы воспитать творческую индивидуальность ученика, не похожую на другого музыканта.


                                                                                                                  Преподаватель по классу гитары

                                                                                                       Хоровой школы «Подлипки»

                                                                                                      Лапынина Л.П.

Comments