Авторитет педагога

Авторитет педагога

Авторитет – (от латинского auctoritas – власть, влияние) это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Авторитет педагога в глазах учащихся – это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности педагога. Авторитет  педагога-это необычайно важный фактор, который необходимо умело и повседневно использовать. Решающее значение в создании и укреплении авторитета педагога имеют его профессионализм, его общественная репутация и активность, принципиальность, любовь к своему делу, к детям.

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью педагогической профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам педагога.

Мы рассмотрим лишь основные составные части авторитета, или, как мы их называем, компоненты авторитета педагога. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Рассмотрим их более подробно.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога. Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии. Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь педагога к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые педагоги ставят перед собой вопрос: “Почему мне так дорога педагогическая профессия?” – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. “Всякий морально здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы.  Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть маленького, но настоящего человека». Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. В педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. “Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Педагог, равнодушно  относящийся к ученикам, - нелепость. Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!”  

Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования. Сила воли проявляется так же в выдержке и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, владеть своим настроением, если педагог предъявляет требования к ученикам, то он сам должен быть образцом дисциплинированности, точности, аккуратности. Очень часто создание авторитета зависит от первой встречи, от первого впечатления ученика во время знакомства с педагогом. Поэтому необходимо тщательно готовиться к первому уроку не только в плане методики, но и в плане внешнего вида.  Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.).

Внешность педагога и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание педагогом авторитета. Лучшие педагоги на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет педагога. Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих педагогов. Они  любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме,  оторванная пуговица, нечищеная обувь, не причёсанные волосы у педагога снижают его авторитет. Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу педагог. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни педагога. Если педагог допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как педагога рушится. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если педагогу удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.

Педагогическо - воспитательная деятельность немыслима без постоянной работы педагога над собственной подготовкой. Современным требованиям прогрессивной педагогики соответствует лишь тот, кто ясно видит перспективы и цели воспитания, кто вооружается разносторонними знаниями и претворяет их в жизнь. Отсюда и необходимость педагога постоянно работать над собой, над обогащением своих знаний, умений и моральных качеств. Особенно важно повышать свой научно-теоретический уровень. Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный преподаватель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой своего предмета. Учащиеся любят педагогов, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить. Профессионально – психологические качества у педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего педагога и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Педагогическая профессия требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний педагога является необходимым условием его успешной  работы. Плохо, если знания и общее развития педагога не выходят за рамки узкой предметной специальности.  Такой преподаватель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов педагог не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других педагогов. Проявлением творческих способностей педагога в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания педагогом своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.

Педагогический такт чисто профессиональное качество педагога.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения педагога во взаимоотношениях с учащимися. Он проявляется  в находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям.

Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. В одинаковой степени это относится к учебной и воспитательной работе. На уроке педагогический такт в основном является следствием глубокого знания преподавателем своего предмета и владения методикой, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В воспитательной же работе педагогический такт – результат знания основ педагогики, общей и детской психологии. Это умение педагога держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.

Педагогический такт – это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися. Все то, что выходит за пределы педагогической целесообразности, что в действиях и поступках педагога противоречит воспитательным задачам, является нарушением педагогического такта. Педагогический такт позволяет педагогу творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Педагог, не проявляющий во взаимоотношениях с учащимися педагогического такта, не может пользоваться авторитетом. Они чутко реагируют на всякие, казалось бы “мелочи” и это влияет на их отношение к педагогу. Требовательность, чуткость, справедливость и честность педагога в отношении к учащимся в том – то и состоят, что он одинаков ко всем и своей наблюдательностью и “педагогическим чутьём” улавливает всякие изменения в поведении учащихся, проявляет педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества педагога.

Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся – этой основой воспитательного воздействия. Авторитетные педагоги, как правило, обладают педагогическим тактом. Они чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативны, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания, имеют высокий нравственный облик.

Центральное место в создании авторитета занимает квалификация педагога как музыканта- исполнителя. Ученики с большим уважением  и симпатией относятся к педагогу  с высокими исполнительскими качествами. Они чувствуют и знают, что могут многому у него научиться, что их педагог может не только говорить об игре на гитаре, но и сам может сыграть то, чему учит учеников. Кроме того, исполнение самим педагогом-гитаристом сложных произведений, недоступных пока некоторым ученикам из-за отсутствия надлежащей подготовки, станут стимулом для дальнейшего музыкального роста.

  Обязанность педагога - создавать на уроках творческую, деловую атмосферу. Очень хорошо, когда педагог свои словесные пояснения подтверждает иллюстрацией на инструменте. «Чисто словесное преподавание равносильно преподаванию немого», - говорил выдающийся русский скрипач и педагог Л. Бауэр. Но нельзя впадать в другую крайность – пользоваться лишь показом на инструменте, или лишь словесными объяснениями. Обе формы должны дополнять и подкреплять друг друга.

Мы рассмотрели личностный и профессиональный компоненты педагогического авторитета. Нужно заметить, что все, рассмотренные качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение доверие к ученику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т.д.) и профессионального компонента (профессиональные знания педагогический такт, стили взаимодействия и т.д.) тесно взаимосвязаны.

Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.

Итак, совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста. .

Завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. За авторитет нужно бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму, осуществлять духовное, нравственное восхождение. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, преодолевать душевные слабости, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования.

Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы педагог занимался не только самовоспитанием, но и самообразованием. Педагог должен постоянно пополнять свои знания новыми методиками, технологиями и другими интересными новинками в области своих предметов и дисциплин. Следить за выходом методической литературы и проходить курсы повышения квалификации.

Авторитет вырастает из честных и чистых отношений. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя. Основным средством поддержания авторитета среди учащихся является самовоспитание и самообразование, и только тот, кто сам постоянно учиться и совершенствует себя нравственно, имеет право учить и воспитывать других.

 

Преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «Детская хоровая школа «Подлипки»

Лапынина Людмила Петровна

ĉ
Лосев Николай,
29 апр. 2016 г., 01:29
Comments