«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»

  Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту, а для этого необходимо «построить дом» - не жилище, а Храм своей души - выпустить на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения, не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, т. е. бездуховностью.
    Сегодня духовно-нравственное воспитание молодого поколения - одна из ключевых проблем, стоящая перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Как никогда, актуален вопрос о воспитании в наших детях уважения к традиционным нравственным ценностям, таким, как справедливость, совесть, честь, вера, о воспитании национального духа, любви к Родине. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура. 
    За веком век развивается наука педагогика, одна идея сменяет другую, в попытках создать целостную универсальную систему подготовки растущего человека к жизни. И ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет успех образования и воспитания. По-прежнему остаются актуальными слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
    Наверное, нет более распространенной профессии, чем учитель. И скорее, это даже не профессия, а искусство, потому что работа хорошего учителя состоит из огромного количества составляющих, вбирающих в себя как высочайшие душевные качества, так и прекрасное знание преподаваемого предмета. К тому же учитель должен быть и артистом, и психологом, и духовником. 
    К сожалению, ученые пока не придумали, как выяснить, способен ли человек учить других. Известные педагоги утверждают, что люди, решившиеся посвятить свою жизнь школе, должны любить детей, быть добрыми, мудрыми. 
    «Современной школе – современный учитель!» - звучит отовсюду. А какой он – «современный учитель»? 
    Это тот, кого мы запомним на всю оставшуюся жизнь или тот, кто помнит нас?
    Это участник, лауреат, победитель конкурсов профессионального мастерства или тот, который панически боится всякой публичности, а просто сердцем освоил трудную науку «любить ребенка» и всего себя отдает ему?
    Это тот, который дает блестящие уроки, или тот, который готов слушать и понимать детские проблемы, совместно искать пути их решения?
    Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин так говорил о роли учителя: «Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства — выдвинуть кадры учителей, идейно преданных делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать».
    Размышляя о том, каким должен быть учитель, человек, ведущий за собой, невольно примеряешь эти характеристики на себя. Я по профессии преподаватель музыкальных дисциплин, дирижёр хора, 28 лет проработала в Хоровой школе «Подлипки» имени Бориса Александровича Толочкова. Мне посчастливилось заниматься в студии Бориса Александровича, куда мама отвела меня в четыре с половиной года. Там я  прошла все ступени творчества: от хора для самых маленьких до хора «Поток» и Академического. Понимаю, что даже если я сама не связала бы с музыкой свою жизнь, занятия в этой школе  научили меня не только петь и выражать через музыку человеческие чувства, а и умению упорно работать, преодолевать трудности, пересиливать лень, относиться  по-доброму  к людям, умению быть частью коллектива. Мы бежали в нашу школу, в наш хоровой дом «на всех парусах», и самым страшным наказанием было - не пойти на хор.
    Я  благодарна судьбе за то, что в начале моего жизненного пути я  встретила Бориса Александровича Толочкова, моего Главного Учителя. Ведь очень важно, чтобы в период становления человека рядом оказывались взрослые люди, способные помочь выбрать правильный жизненный путь.  Именно ему я хотела бы адресовать  строки Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!». Удивительный, талантливый человек, он относился к нам, ученикам, с добротой и пониманием, был прост в общении, обладал прекрасным чувством юмора, был современен и требователен к себе. Борис Александрович был оптимистом, который несмотря на жизненные трудности честно и открыто делал своё дело. При нем школа сформировалась как стройная система возрастных хоров, связанных между собой по принципу усложнения требований, репертуара. Он создал единственную в своём роде хоровую школу, где решена проблема преемственности поколений: дети начинают обучение с 5 лет и, взрослея и набираясь опыта, постепенно переходят из одного возрастного хора в другой в стенах одной хоровой школы. Самые одарённые выпускники продолжают совершенствовать своё мастерство в Академическом хоре «Подлипки». 
    Я стараюсь сохранять традиции, заложенные Борисом Александровичем. Сегодня они получили новое, широкое  развитие: увеличивается список многочисленных побед на Международных, Российских и Областных конкурсах и фестивалях, одержанных Академическим хором «Подлипки» и хоровыми коллективами Хоровой школы «Подлипки». Королев сегодня известен не только, как город   высоких  космических технологий, но и как город  развитой музыкально-хоровой культуры! Значительно возрос интерес к обучению в Хоровой школе «Подлипки», более 600 детей ежегодно занимаются в стенах нашей школы. И популярность этого вида дополнительного образования детей в нашем городе увеличивается с каждым годом! Это радует! Ведь от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира во многом зависит то, каким человеком он станет. В противовес  «попсе» хоровое искусство сильно тем, что возвышает, облагораживает  души, пробуждает в человеке чувство любви к прекрасному,  способствует развитию индивидуальности, но одновременно и здорового коллективизма.  Хор – это не просто совместное пение, это комплексный подход к воспитанию. Это – экология души, формирование нового поколения.
Чем больше девчонок и мальчишек будет заниматься хоровым пением, музыкой, тем более здоровым и культурно богатым вырастет молодое поколение нашего города. 

 

Заведующая хоровым отделением МБОУ ДОД ДШИ 
«Хоровая школа «Подлипки» им. Б.А.Толочкова», 
Заслуженный работник культуры РФ
Яковлева Инна Алмазовна

ĉ
Лосев Николай,
20 дек. 2015 г., 21:26
Comments