«Эмоционально – сопереживательные методы обучения учащихся в процессе реализации авторской программы Черноголовской школы искусств Московской области «Цикл уроков – концертов по мировой музыкально – художественной культуре»

Авторская программа цикла уроков-концертов по курсу «Мировая музыкально - художественная культура» направлена на развитие целостного восприятия основополагающих элементов мировой музыкально- художественной культуры у учащихся и на формирование навыков видения и понимания «прекрасного» с помощью эмоционально - сопереживательных методов обучения.

Профессор Е.П. Макуренкова писала, что «в настоящее время профессиональное музыкальное образование стоит на пороге серьезных открытий. Это связано прежде всего с общим развитием системы музыкальной культуры, с усилением музыкально - информационного фона: радио, телевидение и т. д.»

Культурно-эстетическое формирование личности современного ребенка происходит на фоне бурного развития информационных средств, которые в значительной степени направлены на обслуживание массовой культуры. Современные методы шоу - бизнеса оказывают негативное, порой разрушительное воздействие на психоэмоциональную сферу современного ребенка. Необычность и внешняя привлекательность явлений псевдокультуры, действуя подобно наркотику, зомбируют неподготовленного ребенка, превращают его в готового потребителя безвкусицы и пошлости. Традиционные методы и формы преподавания курсов мировой художественной культуры зачастую уступают в наглядности и привлекательности напору шоу-бизнеса, кажутся детям устаревшими и неинтересными. В этой связи чрезвычайно актуальным является:

- поиск и применение новых необычных и интересных форм обучения детей восприятию шедевров мировой культуры;

- развитие методов формирования эстетических вкусов и предпочтений на примерах бессмертных произведений мировой музыкально-художественной культуры;

- ненавязчивое воспитание у учащихся устойчивого имму­нитета к пошлости и низкопробности; под видом современного искусства.

  Елена Петровна говорила «о необходимости введения «всеобщей музыкальной грамотности» для современного развития профессиональной школы. Наша работа практически подтверждает действенность данного направления. Музыкальная грамотность обеспечила развитие самостоятельности в области межпредметных связей. Здесь следует напомнить, что «музыкальная грамотность» как процесс постижения имеет начало, но не имеет конца». Ставя вопрос шире в смысле «всеобщей музыкально-художественной грамотности», мы вслед за Еленой Петровной говорим о «введении еще одного международного языка культурного общения, доступного в будущем всем». Безусловно от «доступной элементарной грамотности далее идут задачи в бесконечном разнообразии и усложнении».

Великий русский физиолог Павлов говорил: «Наука движется с помощью метода». Характерной особенностью современной педагогики является многосоставность методов.

В современных условиях наша творческая деятельность строится на глубоком изучении, исторически накопленном музыкально-художественном материале. Следует подчеркнуть, что «грамотность в профессии» является одновременно основой, «рычагом» учебного процесса и обеспечивает:

а) устойчивое владение элементами теории;

б) формирование практических исполнительских навыков, в которых реализуются знания, и которые генерируют процесс по­лучения новых знаний;

в) обеспечивают переход учебных знаний и навыков в форму профессиональной деятельности путем многократного подтверждения мастерства в индивидуальной практике».

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно реализовать себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, методические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входит система его профессиональных ценностей и убеждений. В методической работе постоянно появляются новые задачи и новые проблемы. Ученик Сократа сказал о своем учителе: «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал».

Целью настоящей авторской программы цикла уроков-концертов является разработка и внедрение в курс мировой художе­ственной культуры новых зрелищных концертно-игровых форм изучения явлений мировой музыкально-художественной культуры на основе методов психоэмоционального сопереживательно- го подхода.

Для выполнения поставленной задачи необходимо:

- разработать формы и способы преподнесения материала занятия при одновременном участии педагога-искусствоведа, педагога-музыковеда и профессионального пиани­ста-исполнителя;

- разработать тематический план концертно-игровых занятий в соответствии с утвержденными курсами мировой художественной культуры и истории музыки;

- организовать и подготовить творчески активную группу детей для активного участия в проведении концертно-игровых занятий;

- подготовить иллюстративный материал к занятию, вызывающий наибольший эмоциональный отклик у слушателей;

- применять современные методы компьютерного отобра­жения иллюстративного материала совместно с «живым» исполнением музыкального произведения профессиональ­ным пианистом;

- реализация принципа преемственности по ступеням обу­чения;

- разноуровневое обучение;

- межпредметная интеграция, межпредметные сквозные проблемы.

Практическая реализация целей и задач авторской программы цикла уроков-концертов стала возможной благодаря уникальным особенностям и кадровому потенциалу Черноголовской детской школы искусств им. проф. Е.П. Макуренковой.

В основе авторского подхода к преподаванию данного курса лежит творческий союз педагога-искусствоведа, педагога-музыковеда и педагога фортепианного класса - профессионального исполнителя. В результате этого концепция построения занятий, методы преподнесения материала существенно отличаются от традиционных форм и методов преподавания мировой художественной культуры и мировой культуры:

Урок-концерт проводят одновременно три педагога: искусствовед, музыковед 'и преподаватель фортепианного класса - профессиональный исполнитель-пианист. Одно­временное активное присутствие трех педагогов позволяет тонко отслеживать нюансы восприятия материала учащимися и при необходимости переключать внимание детей на иные аспекты материала.

Занятие проходит по заранее разработанному сценарию с элементами импровизации и экспромта. Учащиеся являются как слушателями-зрителями, так и участниками спектакля или концерта, фрагменты которых присутствуют на занятии. Педагоги играют роли ведущих, плавно переходя от лекционных форм к игровым или концертным.

Урок-концерт -  это логичная и оперативная смена форм и методов подачи материала от краткой лекционной до концертно- игровой в процессе занятия, переходов и дополнения сведе­ний - например, из истории изобразительного искусства, из истории музыки - с одновременной иллюстрацией музыкантом- исполнителем и широким использованием аудио-видео возмож­ностей компьютерной техники.

Разработаны новые типы уроков: ситуативный, модульный, многослойный урок с гибким характером логической структуры, с использованием различных способов активизации эмоционально-психологической сферы учащихся.

Практикуется приглашение на уроки-концерты в качестве зрителей-слушателей детей и родителей, что позволяет объединить в общей атмосфере эмоционального восприятия разные поколения людей.

В результате подобного подхода:

- на протяжении занятия пробуждается и поддерживается живой интерес учащихся к теме урока;

- ученики в максимальной степени погружаются в атмосферу исторической эпохи и приобретают навыки сопереживания эмоциям великих художников, музыкантов;

- пробуждается интерес к обсуждаемому культурному феномену. Дети приобретают новые знания и по новому воспринимают казалось бы хорошо известные пройденные в общеобразовательной школе, факты с необычной точки зрения, что вызывает потребность к самостоятельной творческой и духовной работе.

Предоставляемая при этом возможность ребенку принимать непосредственное участие в занятии, когда происходит переход к элементам концерта, практически реализует самые современные интерактивные методики преподавания, показывая на конкретном примере, что «прекрасное» удивительным образом одинаково волнует людей разных поколений.

Авторская программа цикла уроков-концертов рассчитана на детскую аудиторию Школы искусств и адаптирована к восприятию учащимися 4-7 классов общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на проведение занятий по 2-а академических, часа в месяц в течение учебного года (16 часов).

Темы занятий не имеют хронологической последовательности и могут быть переставлены, как, например, применительно к юбилейным датам, праздникам и т.п.

Уроки-концерты проводятся в режиме оперативной смены форм и методов подачи материала.

В процессе занятия искусствоведческие лекционные части продолжительностью до 10-15 минут могут сменяться музыкальным номером исполнителя с предварительным музыковед­ческим разбором (10-15 мин.), или фрагментом учебного или художественного фильма. Широко используются театрализованные приемы с костюмированным оформлением, как педагогами, так и учащимися, урока-представления.

Учащиеся, которые принимали участие в проведении занятий в роли исполнителей, артистов, декламаторов и т.п. персонально оцениваются в конце года обучения по бальной системе, влияющей на их итоговую оценку, в том числе и базового курса мировой художественной культуры и мировой культуры.

Авторская программа - один из компонентов построения нового образовательного пространства: от «педагогики знаний к педагогике способностей», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к нетрадиционным. Создается особое образовательное пространство, вводящее ученика в ситуацию выбора личностно значимой системы ценностей, самопознания самосовершенствования. Углубляются подходы к организации учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие личности ребенка: способности чувствовать, сопереживать, эмоционально реагировать.

У Е.П. Макуренковой была удивительная способность видеть будущее педагогики, она говорила о «жизни знаний, циркуляции потока знаний от прошлого к настоящему, затем в буду­щее и оттуда в современность... Школа, лишенная будущего, теряет смысл».

Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческим дви­жением к новым информационным полям. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Этим обусловлено введение в образовательный процесс школы методов проектной и исследовательской деятельности учащихся. Важно помнить, что задача проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник вдохновения и энергии в самостоятельной деятельности и творческой активности.

Содержание цикла уроков-лекций

Авторский цикл уроков-концертов базируется на всемирно известных шедеврах мировой музыкально-художественной культуры.

Содержательная часть уроков-концертов ставит своей задачей формирование эстетических вкусов и предпочтений у детей на начальном уровне их музыкально-художественного образования.

Основой подход к подаче материала основан на понятии естественной красоты и гармонии, которые присутствуют у ребен­ка на раннем этапе взросления. Главная задача уроков-концетов - подчеркнуть, на основе выдающихся музыкальных и художественных произведений  гармонию и красоту окружающего мира, красоту природы, красоту внутреннего мира человека одухотворенного, красоту высоких мыслей и героических поступков. Необходимо дать ребенку осознанное понимание того, что его интуитивные понятия о красоте и гармонии не случайны, что великие мастера культуры во все века также видели и воспринимали прекрасное, необходимо закрепить эти представления не только на уровне ощущений, но и на уровне мыслей, знаний и анализа. Поэтому; авторы сознательно исключили из данного цикла уроков-концертов сложные, имеющие неоднозначную трактовку произведения искусства, которые рассчитаны на человека с уже сформированными и устойчивыми художественными вкусами.

Другая задача цикла - образовательная: дополнить и по- новому иллюстрировать отдельные фрагменты базового курса мировой культуры и мировой художественной культуры. Содержание цикла уроков- концертов как раз и отражает способы и формы решения этих задач. Авторы во главу угла поставили общечеловеческие ценности: которые проходят основной линией через весь цикл: красота женщины, матери, гармония семьи, вечная борьба добра и зла- все это составляет содержание цикла уроков-концертов. Знакомство с великими шедеврами на основе произведений выдающихся мастеров живописи и музыки России и зарубежья через восприятие прекрасного и гармоничного в наибольшей степени способствует правильному формированию личности ребенка.

Для наиболее полного решения этих задач, по мнению авторов, необходимо проводить уроки в наиболее интересной форме, отталкиваясь от привычных и еще не забытых детьми Игровых форм постижения мира. Естественная тяга ребенка к самовыражению в виде участия в представлении, концерте открывает огромные возможности для нетрадиционных форм изучения культурных феноменов. Содержание цикла уроков-концертов в наибольшей степени адап­тировано к предлагаемым авторами способам и методам изучения мировой художественной культуры на основе уроков-концертов.

Преподаватель по классу фортепиано

Е.В. Агешина