О школе‎ > ‎

Анатолий Николаевич Чмырёв


Анатолий Николаевич Чмырёв


   Анатолий Николаевич Чмырёв родился 18 апреля 1899 года в городе Старый Оскол в семье музыканта.

С шести лет он начал петь в церковном хоре, а позже, всерьёз увлекшись музыкой, поступил в Московскую Государственную консерваторию, которую успешно закончил в 1931 году по классу хорового дирижирования. После окончания консерватории Анатолий Николаевич руководил профессиональными и самодеятельными хоровыми коллективами, состоявшими из рабочих, служащих, студентов и воинов Красной Армии.
В 1943 году Чмырёв был приглашен работать в г. Калининград, в клуб завода имени М. И. Калинина (ЗИК). Здесь он создал первый детский хор города. 
 

   При формировании коллектива Анатолий Николаевич лично ходил по школам, прослушивал, отбирал и увлекал ребят искусством хорового пения. Собрать, организовать, объединить детей – это одно дело, но надо было ещё научить их правильно петь, познакомить с музыкальной грамотой, научить петь по нотам. 

   Дисциплина была жёсткой, авторитет педагога – непререкаемым. Всегда подтянутый, высокий, худощавый, широкоплечий, с крупными чертами лица и звучным басом – он был внешне очень колоритной фигурой. И при этом был человеком высочайшей культуры, эрудитом в музыке, мастером, влюблённым в своё дело. Стоило ему на репетиции поднять руку, и весь этот стопятидесятиголосый «улей» детских голосов замолкал, все мгновенно собирались, сосредотачивались, были готовы к работе. Чмырёв любил повторять слова великого Нейгауза: «Звук должен быть укутан в тишину, как бриллиант в бархат шкатулки».

  

   Репетиции проходили по понедельникам и четвергам с 20:00 до 22:00. Занимались напряжённо, уставали, ведь работа была нешуточная – нотная грамота, сольфеджио, разучивание партий. «Каждый из вас должен так знать свою партию, чтобы, даже проснувшись ночью, вы могли безошибочно её спеть», - говорил Анатолий Николаевич. Недаром существовало крылатое выражение: «Каждый хорист – солист». 


   Из воспоминаний Светланы Катаевой, солистки хора: «На репетициях нас собиралось до 100 детей разного возраста, примерно от 7 до 17 лет. И от всей этой детворы Анатолий Николаевич добивался чистоты интонации непременно, иначе, хор не был бы таким известным. Обычным делом была проверка каждого на воспроизведение голосом своей партии…»

   Но дети есть дети, и Чмырёв никогда об этом не забывал. Занятия хора то и дело прерывались отступлениями. Когда он чувствовал, что дети устали, то мог разрядить атмосферу какой-нибудь забавной историей или шуткой, и в репетиционном зале раздавался смех, и возникала такая добрая «домашняя» обстановка, что любая техническая трудность была нипочём.

 
   
   Первые годы “чмырёвцы” пели только одноголосие. Анатолий Николаевич определял тембр и высоту звучания, «ставил» голоса, распевал. Со временем хор запел на два голоса, затем на три, а позже и на четыре. Он объяснял, что если сравнивать пение с живописью, то сольное пение – это рисунок одного цвета, а многоголосие – это палитра красок, сочность, гармония, объём.
   Репертуар хора был огромен: в нём наряду с детскими, пионерскими песнями, были и крупные хоровые произведения русской и зарубежной классики таких композиторов, как Л. Бетховен, И. Брамс, А. Верстовский, М. Глинка, Ц. Кюи, В. А. Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, Р. Шуман. Большое место занимали сочинения, исполняемые без музыкального сопровождения – a cappella, а также русские, украинские, белорусские, латвийские, азербайджанские, грузинские, польские, чешские, словацкие, болгарские и китайские народные песни.

   Анатолий Николаевич был талантливым мастером хоровых обработок. Он оставил после себя два сборника переложений и аранжировок.

   Хор под управлением А.Н. Чмырёва часто участвовал в смотрах и конкурсах хоровых коллективов в разных городах Советского Союза: Москве, Ленинграде, Горьком, Туле, Феодосии, Ялте. И везде он был самым лучшим, самым признанным, занимал первые места.
В 1957 году хор стал участником VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Хору было присвоено звание Лауреата фестиваля и каждый участник хора был награждён именным Дипломом первой степени.

    

   Хор вёл большую концертную работу: часто выступал в воинских частях, на предприятиях и в колхозах, на утренниках и новогодних ёлках. Его концерты с успехом проходили в своем родном городе и в самых престижных концертных залах Москвы (Колонном зале Дома союзов, концертном зале им. П.И. Чайковского, Центральном доме работников искусств), в соседних областях и других городах Советского Союза.
   Хор Чмырёва знали и поддерживали с ним творческие связи крупнейшие музыканты нашей страны. С детским коллективом выступали солисты Большого театра: И. Козловский, Е. Кибкало, М. Решетин, А. Соленкова.
Многие хоровые дирижеры, такие как В. Попов, К. Птица, А. Свешников, В. Соколов, Г. Струве высоко ценили талант А. Чмырёва, его деятельность, учились у него хоровой работе.
Из книги Г. Струве «Судьба и музыка»: «Конечно, у нас были «маяки». Мы получали большой заряд на концертах хоров В.Г. Соколова и А.Н. Чмырёва. Именно здесь мы и видели, на что способен детский хор... Чмырёв был хормейстером высочайшего класса… На концерты Чмырёвского хора мы шли, как идут на большое торжество. Сам же Чмырёв был для нас неким олимпийцем, «небожителем», недосягаемым и суровым. Да, Анатолий Николаевич по натуре своей был беспощадно требователен и суров, но вот вам парадокс: дети его любили нежно и преданно. Именно тогда я отчётливо осознал, что ребёнку совершенно не нужны от нас, взрослых, слащавое умиление и сентиментальные восторги. Лишь когда ребёнок почувствует, что с него спрос «на равных» со взрослыми, именно такой подход выработает в нём и чувство собственного достоинства, и ответственность, и страстное стремление оправдать уважительность и доверие старших... Маэстро прекрасно репетировал не только с профессиональной точки зрения, но и как проницательный знаток детской психологии, как прирождённый педагог, мгновенно отыскивающий потайные ходы к сердцу исполнителей».
В 1948 году детский хор Калининграда зазвучал по Всесоюзному радио, его услышала вся страна. Звонкими голосами наших ребят были исполнены песни, которые стали любимыми всеми: «Песенка о зарядке», «Любитель-рыболов», «Скворцы прилетели», «Школьный вальс», «Вальс дружбы», «Широка страна моя родная» и многие другие. С хором работали такие известные советские композиторы, как И. Дунаевский, Д. Кабалевский, В. Мурадели, А. Пахмутова, М. Старокадомский, А. Хачатурян, Т. Хренников.
     
Почти весь репертуар хора был записан на Всесоюзной студии грамзаписи, пластинки с их песнями расходились мгновенно, и сейчас это своего рода филофоническая редкость. Хор Чмырёва принял участие в создании кинофильмов «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается», «Дым в лесу», «Вечера в Подмосковье», «Пятнадцатилетний капитан». Снятый на киноплёнку Центральной студией телевидения в 1958 году концерт детского хора демонстрировался на Всемирной выставке в Брюсселе.

   
  
  

Видео YouTube


 

Видео YouTube

  

Видео YouTube

 

Видео YouTube

  
  
Этот успех и признание не были случайными. За ними стояла планомерная, серьёзная работа. Мастерство, трудолюбие, преданность своему делу Анатолия Николаевича в соединении с талантами и любовью к музыке, к пению, к своему педагогу юных хористов дали такие результаты.
Детский хор клуба имени М.И. Калинина всегда отличало эмоциональное, глубоко прочувствованное исполнение, чистота строя, вокальная подготовленность, отличная дикция.
Одной из важных и главных заслуг А.Н. Чмырёва, требовательного педагога и воспитателя, замечательного человека, является то, что он сумел сплотить вокруг себя сотни девчонок и мальчишек нашего города. Хор для ребят был не просто хором, он был второй семьёй. Несмотря на внешнюю суровость Анатолия Николаевича, он был простым и очень внимательным человеком, много сделавшим для своих питомцев, принимая живое участие в их судьбе, в выборе жизненного пути. В результате его настойчивых хлопот администрация нашла возможность выделять бесплатные путёвки в пионерские лагеря в Загорске и в Феодосии. В Загорском лагере ребята продолжали заниматься, а Анатолий Николаевич приезжал к ним три раза в неделю.

   


Но, пожалуй, больше всего дети любили своего руководителя за то, что он научил их любить песню, чувствовать её мелодичность, или как говорил Анатолий Николаевич, «ощущать цвет и запах каждого аккорда».
За трудолюбие и любовь к своей профессии даже в тяжёлое военное и послевоенное время Анатолий Николаевич награждался грамотами Москвы и Московской области.
В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР А.Н. Чмырёву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Анатолий Николаевич Чмырёв по праву считается основоположником детского хорового искусства в нашем городе, дав творческий импульс к развитию многим хоровым деятелям страны.
Память об А.Н. Чмырёве жива в сердцах не только тех, кто прошел его школу хорового пения, но и в умах и сердцах многих наших земляков-калининградцев. 


Comments